Александр Сокуров

День рождения: 14.06.1951

Город: д. Подорвиха, Иркутская область

Семья: не женат

Официальные страницы и социальные сети

Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/…
Вконтакте: vk.com/alexander_sokurov
Кинопоиск: kinopoisk.ru/name/37383
Официальный сайт: sokurov.spb.ru

*Facebook и instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ

Биография

За свою долгую творческую жизнь Александр Николаевич Сокуров успел попробовать себя в разных ролях — сценариста, монтажера, актера и продюсера, но в первую очередь он известен всем как режиссер. Его жизнь была полна ярких событий, о которых обязательно стоит упомянуть.

Александр Николаевич Сокуров родом из деревни Подорвиха, что в Иркутской области. На данный момент это местечко полностью стерто с лица земли — в 1956 году оно попало в зону затопления при создании Иркутской гидроэлектростанции.

Отец будущего режиссера был военным, в прошлом фронтовиком, и поэтому жизнь семьи Сокуровых была наполнена переездами. Большую часть детства и юношества Александр провел в небольших военных городках, разбросанных на территории от Польши до Туркмении При этом высшее образование юноша получил уже в России, в городе Горький (ныне Нижний Новгород).

Именно сюда Александр приехал в 1969 году для поступления на исторический факультет местного государственного университета. В 1974 году юноша успешно получил диплом, но не стал останавливаться лишь на нем. В процессе учебы у будущего историка появилась новая мечта — стать режиссером. Причем случилось это не неожиданно.

Дело в том, что будучи студентом Александр Сокуров начал подрабатывать в Редакции художественного вещания на местном Горьковском телевидении.

Юноше доверили роль незаметного помощника, но затем стал ассистентом режиссера, а в 1970 году выпустил свою первую телепрограмму в качестве полноценного режиссера. На телевидении Сокуров проработал порядка 6 лет и выпустил несколько программ, телефильм «Самые земные работы» и короткометражки «Автомобиль набирает надежность», «Лето Марии Войновой», «Позывные Р1НН».

В 1975 году Александр Сокуров приехал в Москву, где с первого раза поступил на режиссерский факультет Всероссийского государственного института кинематографии имеи С.А. Герасимова (ВГИК). Мастером курса у юноши был талантливый педагог, лауреат нескольких Сталинских премий, Народный артист СССР, кинорежиссер научно-популярных фильмов Александр Михайлович Згуриди.

Сокуров с головой окунулся в учебу, стал отличником и даже получал стипендию имени великого Сергея Эйзенштейна. При этом студенческие годы Александра нельзя назвать безоблачными — его первые фильмы казались руководству ВУЗа антисоветскими, поверхностными и недостойными для того, чтобы их увидела широкая аудитория.

В какой-то момент конфликт так накалился, что Александру Сокурову пришлось досрочно сдать экзамены и выйти за стены института. Случилось это в 1979 году. Интересно, что в результате сложившейся ситуации фильм Сокурова «Одинокий голос человека», снятый еще в 1978, был жестко раскритикован педагогами, отклонен как дипломная работа и был сдан в архив под грифом «на уничтожение».

Правда Александр не смог так просто расстаться со своим детищем и вместе с другом Юрием Арабовым выкрал пленки. Чуть позже эта работа вышла в свет, была обласкана критиками и даже получила награды на нескольких фестивалях.

Важно отметить, что несмотря на натянутые отношения с руководством ВГИКа и чиновниками из Госкино, Александр Сокуров имел поддержку среди коллег. Своеобразное шефство над начинающим режиссером взял мэтр Андрей Тарковский. Именно по его просьбе Александра в 1980 году взяли на «Ленфильм» на должность режиссера-постановщика. Эта студия не была пределом желаний для Сокурова, изначально он хотел работать на «Мосфильме» в столице, но некоторые условия работы там его категорически не устраивали.

Первые игровые фильмы Сокурова были негативно восприняты критиками. Дошло до того, что порядка десяти лет ни одна работа режиссера не дошла до зрителя. Правда Александра это не останавливало, каждый год он снимал минимум по одной картине.

Среди работ тех лет были полнометражные ленты «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Спаси и сохрани»,  документальные фильмы «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната», «Московская элегия», короткометражки «Последний день ненастного лета», «Разжалованный», «Терпение. Труд», «Ампир» и так далее.  Лишь в конце 80-ых, когда «гайки» цензуры начали закручивать не так плотно, работы Александра Сокурова тех лет вышли на большой экран.

Картины Сокурова на фестивалях всего мира, были обласканы критиками и получили несколько престижных наград. «Одинокий голос человека» был отмечен в 1987 году Бронзовым Леопардом кинофестиваля в Локарно и в 1988 году номинацией на премию «Ника». Фильм «Дни затмения» удостоен номинации на «European Film Awards» и призом Берлинского кинофестиваля.

Девяностые для Александра Сокурова были наполнены целым ворохом событий. Его имя в один миг стало широко известно как на родине, так и по всему миру. В 1995 году его даже внесли  в список сотни лучших режиссеров, по версии Европейской Киноакадемии. В этот период он снимает больше десяти разноплановых работ, появляется на радио, курирует работу начинающих режиссеров «Ленфильма».

В 1998 году он также стал председателем худсовета родной киностудии, а также начал вести на петербургском телевидении цикл авторских передач «Остров Сокурова», в рамках  которого обсуждал   место кинематографа в современной культуре. Интересно, что Александр никогда не останавливался в развитии своего мастерства.

Так в тех же девяностых он одним из первых в России стал применять электронные технологии в своих фильмах, внедрять в отечественный кинематограф новинки от японских разработчиков. Помимо всего прочего Сокуров снял несколько документальных фильмов для страны восходящего солнца.

В нулевых режиссер не уходит на второй план и продолжает снимать великолепные ленты, поражающие своей картинкой и содержанием как зрителей, так и критиков. Детективная драма «Телец» 2002 года была удостоена номинации Каннского фестиваля, лента «Отец и сын» 2003 года также была номинирована, но получила в итоге только приз ФИПРЕССИ, историческая драма «Солнце» 2005го указана в номинации Берлинского кинофестиваля.

Список можно продолжать бесконечно, но уже по этим вехам понятно — Александр Сокуров не потерял хватки и продолжил создавать шедевры мирового кинематографа. На данный момент крайней работой этого великого режиссера является картина «Франкофония», снятая в 2015 году. Кстати, она же стала третьей лентой, в которой Александр поучаствовал в качестве актера.

Всего в роли режиссера Сокуров выпустил почти шестьдесят разных проектов — полнометражных и короткометражных, документальных. Эти ленты 43 раза были номинированы на призы различных киноконкурсов и 26 раз одерживали победу.

Нельзя не отметить, что для многих своих фильмов Александр являлся также и сценаристом. В его копилке на этом поприще 33 работы. Как оператор Александр выпустил два фильма — «Солнце» и «Телец», как продюсер поработал над картиной «Элегия дороги».

Помимо работы в кинематографе Сокуров замечен и на ниве преподавательской деятельности. Так в 2010 году он стал мастером курса кафедры кино и телевидения Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова, расположенного в Нальчике. Среди его учеников можно отметить молодого режиссера Кантемира Балагова. Его дебютная лента «Теснота» также была отмечена в Каннах.

Несмотря на то, что Сокуров является звездой мировой величины и приковывает к себе взгляды миллионов, о его личной жизни ничего не известно. Многие придерживаются мнения, что Александр холостяк.

Это не удивительно, ведь режиссер всего себя отдает работе, а также общественной деятельности. Кстати, последняя отличается достаточно смелыми высказываниями. Так в 2014 году Александр один из немногих резко отреагировал на конфликт России и Украины, а в 2017 году осудил действия власти по отношению к молодежи, участвовавшей в акциях протеста против коррупции в высших эшелонах российской власти.

Фильмография Александра Сокурова

Год Фильм
1980
Разжалованный
1983-1987
Скорбное бесчувствие
1986 Ампир
1988 Дни затмения
1989
Спаси и сохрани
1990 Круг второй
1992 Камень
1994
Тихие страницы
1997 Мать и сын
1999 Молох
2001 Телец
2002 Русский ковчег
2003 Отец и сын
2005 Солнце
2007 Александра
2011 Фауст
2015 Франкофония