Биография
Известный советский сценарист и кинорежиссер появился на свет в апреле 1932 года в крошечном селе Костромской области. В это время мать Андрея гостила у своих родственников, где в положенное время и разрешилась от бремени. Отцом мальчика был видный деятель искусств – популярный сценарист Арсений Тарковский.
Мать, Мария Ивановна, принадлежала старинному дворянскому роду, и была очень образованной женщиной.
Спустя некоторое время после рождения первенца семейство Тарковских соединилось в Москве, где через два года у Андрея появилась сестренка Марина.
Детские годы и студенчество
Детство Андрея сложно назвать счастливым. Когда мальчику исполнилось три года, отец бросил семью ради другой женщины. Мария Ивановна вынуждена была в одиночку растить двух маленьких детей.
Позже Тарковский-младший вспоминал, что этот был один из самых тяжелых периодов – жизнь впроголодь усугублялась отчаянной тоской по отцу, которого так не хватало мальчику.
В военное лихолетье Тарковские вместе с другими москвичами находились в эвакуации. Марию Ивановну с детьми приютили ее родственники в небольшом городке Юрьевец.
После возвращения в Москву Андрей продолжил обучение в своей старой школе, но, несмотря на все старания матери, не отличался особым прилежанием. С семи лет Андрей обучался игре на фортепиано в музыкальной школе. А в подростковом возрасте начал брать уроки академического рисунка.
Получив школьный аттестат на руки, Андрей подал документы в институт востоковедения, где приступил к изучению арабской культуры. Однако он проучился лишь год: юноша быстро понял, что поспешил с выбором будущей профессии.
В 1953 году Андрей в составе геологический экспедиции отправился в один из отдаленных районов Красноярского края, где в течение года жил на берегу реки Курейке. Тяжелая физическая работа и окружение девственно чистой таежной природы оставили неизгладимый след в душе двадцатилетнего Андрея. Именно тогда он понял, что хочет стать кинорежиссером.
Андрею очень повезло не только с куратором: годы учебы и становления будущего режиссера пришлись на период глобального обновления в советском искусстве. Кинематограф стал активно развиваться, начали снимать гораздо больше фильмов.
Так называемая «хрущевская оттепель» благотворно повлияла на развитие искусства, в ранее закрытый Советский Союза хлынула волна западного кино, музыки, литературы. Все это очень повлияло на дальнейшее творчество Тарковского.
Его первой работой стала короткометражка «Убийцы», получившая высокую оценку Ромма. Во время учебы во ВГИКе Тарковский познакомился с Андреем Кончаловским, и эта дружба стала знаковой в судьбах двух талантливых людей.
В качестве дипломного проекта Тарковский снял фильм «Каток и скрипка», который был отмечен кинокритиками. В 1960 году Андрей стал дипломированным режиссером и с большим азартом приступил к работе.
Классик советского кино
Молодой режиссер задумал снять эпическую картину «Андрей Рублев», однако члены комиссии художественного совета СССР к задумке вчерашнего студента не отнеслись всерьез и категорически отказались дать ему «добро» на экранизацию картины на столь сложную тему.
Режиссер отложил заветный сценарий «Андрея Рублева» и приступил к картине под названием «Иваново детство». Именно благодаря ему Тарковский стал популярным на весь Союз. Несмотря на острый дефицит бюджета и нехватку времени, Тарковскому удалось создать настоящий киношедевр, завоевавший более двадцати различных наград и премий во всем мире.
После столь громкого успеха Тарковский вновь решил взять штурмом худсовет СССР, и в этот раз ему разрешили приступить к съемкам «Андрея Рублева». Эта историческая лента, посвященная жизни и творчеству русского монаха-иконописца, стала по-настоящему культовой в СССР.
К работе он привлек композитора Вячеслава Овчинникова и оператора Вадима Юсова, с которыми плотно сотрудничал в течение всей своей жизни. Картина собрала немало наград не только на родине режиссера, но и далеко за ее пределами.
После пятилетнего перерыва Тарковский вновь вернулся к работе. В этот раз свет увидела его философско-фантастическая картина «Солярис», снятая по одноименному роману Станислава Лема.
В 1974 году режиссер снял очень автобиографичную ленту – «Зеркало», в которой он поделился со зрителями своими сокровенными воспоминаниями и внутренними переживаниями.
В 1980 году Тарковский стал Народным артистом РСФСР. Он отправился в Италию, чтобы начать работу над своей новой картиной «Ностальгия». Спустя три года проект был готов, и после показа на Каннском кинофестивале получил несколько призов и самые похвальные отзывы жюри.
Эмигрантский период
После окончания творческой командировки в Италии, Тарковский вместе с супругой не торопились покидать Рим. Он написал официальное письмо с просьбой предоставить ему и членам его семьи возможность остаться в Италии в течение ближайших трех лет, после чего обещал вернуться на родину.
Однако просьба режиссера не была удовлетворена, и в 1984 году он сделал официальное заявление о своем решении навсегда остаться на Западе, и таким образом стал невозвращенцем.
После переезда Тарковского на Запад, его фильмы оказались под запретом в СССР, а имя нельзя было упоминать в прессе. Тем временем Правительство Италии подарило режиссеру квартиру во Флоренции и присвоило ему звание почетного гражданина. Последней работой Тарковского стала картина «Жертвоприношение», снятая в 1985 году.
Андрей Арсеньевич скончался 29 декабря 1986 года в Париже. Похоронен советский кинорежиссер на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Бунуа.
Две супруги кинорежиссера
Со своей первой супругой Андрей Тарковский познакомился еще во время учебы во ВГИКе. Ирма Рауш – покорила сердце юного Андрея, и роман закрутился на удивление быстро. Так же быстро молодые сыграли свадьбу, и вскоре у них появился сын Арсений.
Ирма понимала своего супруга и всячески поддерживала, однако их брак распался в 1970 году. Причиной развода стало увлечение Тарковского – юная девушка по имени Лариса Кизилова, с которой режиссер познакомился во время съемок своей картины «Андрей Рублев».
В браке у них родился общий сын Андрей, Тарковский также удочерил дочь Ларисы – Ольгу. В течение всей жизни Лариса очень трепетно относилась к своему талантливому супругу и называла его на «вы». После смерти режиссера она умерла вслед за ним.
Фильмы Андрея Тарковского
Год | Русское название | Оригинальное название | Кем выступил |
1956 | Убийцы | Убийцы |
режиссёр, сценарист, актёр (Второй посетитель)
|
1958 | Сегодня увольнения не будет | Сегодня увольнения не будет |
режиссёр, сценарист, актёр (Подрывник)
|
1960 | Каток и скрипка | Каток и скрипка |
режиссёр, сценарист
|
1962 | Иваново детство | Иваново детство |
режиссёр, сценарист (в титрах не указан)
|
1965 | Мне двадцать лет («Застава Ильича») | Застава Ильича |
актёр (Гость на дне рождения, с тостом про репу)
|
1966 | Андрей Рублёв | Страсти по Андрею |
режиссёр, сценарист
|
1967 | Сергей Лазо | Сергей Лазо |
сценарист (в титрах не указан), актёр (Бочкарёв, офицер-белогвардеец, — в титрах не указан), монтажёр (в титрах не указан)
|
1968 | Один шанс из тысячи | Один шанс из тысячи |
сценарист, художественный руководитель
|
1968 | Ташкент — город хлебный | Ташкент — город хлебный | сценарист |
1971 | Конец атамана | Конец атамана |
сценарист (в титрах не указан)
|
1972 | Солярис | Солярис |
режиссёр, сценарист
|
1973 | Терпкий виноград («Давильня») | Давильня |
монтажёр (в титрах не указан), художественный руководитель
|
1973 | Лютый | Лютый |
сценарист (в титрах не указан)
|
1974 | Зеркало | Зеркало |
режиссёр, сценарист
|
1979 | Сталкер | Сталкер |
режиссёр, сценарист (в титрах не указан), художник-постановщик
|
1979 | Берегись! Змеи! | Берегись! Змеи! | сценарист |
1982 | Время путешествия | Tempo di viaggio |
режиссёр, сценарист
|
1983 | Ностальгия | Nostalghia |
режиссёр, сценарист
|
1983 | Путь к Брессону | De Weg naar Bresson |
действующее лицо документального фильма Юрьена Рода и Лео де Бура
|
1986 | Жертвоприношение | Offret |
режиссёр, сценарист, монтажёр
|