Биография
Автор самой популярной саги за всю историю кинематографа «Звездные войны» Джордж Лукас появился на свет в городе Модесто, центре округа Станислаус штата Калифорния. Отец будущего режиссера — Джордж Вальтон Лукас-старший был достаточно известной личностью в городе, владел собственной лавкой по продаже канцелярских принадлежностей. Мать Дороти Элианора Лукас была домохозяйкой. У будущего режиссера также была сестра Венди.
Отец возлагал большие надежды на сына, надеялся со временем передать ему свое дело. И надежды вырастить из наследника бизнесмена были не беспочвенны. С самого детства Джордж показывал себя амбициозным, целеустремленным мальчиком. При этом в школе он учился из ряда вон плохо, занятия казались мальчику скучными.
Особенно трудно давались Лукасу любые задания, связанные с творчеством. Единственное, что будущий режиссер действительно любил — это чтение. Причем Лукасу нравились не только классические произведения, но и современные комиксы. Графические новеллы просто поглотили мальчика, он запоем читал все подряд. Ему безумно нравилось, как в комиксах построен сюжет и что на первом месте стоят фантастические технологии и различные эффекты.
На втором месте в пристрастиях будущего мэтра кино стояло радио, по которому регулярно рассказывали различные истории. Со временем это увлечение вытеснил телевизор, который появился в доме Лукасов в середине пятидесятых. Все свободное время Джордж проводил перед экраном, смотря мультики и сериалы.
Любовь к красивым картинкам сначала в комиксах, а затем и по телевизору оказала большое влияние на творчество Джорджа в будущем, но надо отметить — в детстве мальчик совершенно не мечтал связать свою жизнь с миром кино.
В подростковом возрасте в жизнь Лукаса вошла новая страсть — автомобили. Не секрет, что первую машину в Америке родители покупают своим детям достаточно рано. Семья Лукасов не стала исключением и отец подарил Джорджу «Fiat Bianchina» когда ему исполнилось всего пятнадцать. Этот автомобиль как нельзя лучше подходил для того, чтобы неспешно добраться из одной части Модесто в другую.
Но юного Джорджа это не устраивало и проявив недюжинный талант механика он превратил свою лошадку в настоящий гоночный автомобиль, на котором молнией носился по городу. Юноша начал просто бредить гонками и отчаянно мечтать в них участвовать. К его великому сожалению осуществить мечту можно было только после совершеннолетия, которого он и ждал с нетерпением.
Молодой человек решил сосредоточиться на учебе и поступил в киношколу при Университете Южной Калифорнии. Именно здесь Лукас впервые окунулся в мир кино и понял как много он для него значит.
Во время учебы Джордж снимает свои первые короткометражные фильмы. Надо отметить, что их было достаточно много — в 1965 году это «Взгляд на жизнь», в 1966 «Фрейхейт», «Херби» и «Человек и его автомобиль», в 1967 «Каждый жил в городе Претти Хау», «Император», «Электронный лабиринт THX 1138 4EB» и «6-18-67», а в 1968 «Кинематографист».
Все они отличались интересным, ни на кого не похожим режиссерским взглядом. Надо также отметить, что особенно Джорджу Лукасу нравилось снимать в стиле «cinéma vérité». Это картины, которые можно назвать экспериментальными, в них может полностью отсутствовать сюжет и актеры.
К сожалению, несмотря на уникальные способности, стать полноценным режиссером сразу после получения диплома Джордж не смог — ему просто не удалось прорваться ни на одну киностудию. Параллельно с этим его призвали в армию, юношу должны были отправить во Вьетнам. К счастью, от этой опасной затеи его уберег диабет, который обнаружили врачи призывного пункта.
Оказавшись не у дел Лукас вернулся в Университет Южной Калифорнии и устроился помощником преподавателя. Денег эта должность приносила мало, поэтому через какое-то время Джордж параллельно устроился монтажёром в Информационное агентство США. Работа вносила в жизнь Лукаса диссонанс — ему приходилось монтировать пропагандистские фильмы четко по указке режиссеров, которые не всегда были компетентны.
На тот момент дела там шли не очень успешно — в многочисленных павильонах было пусто, костюмы пылились на складе, а в производстве был лишь один фильм, режиссером которого значился Фрэнсис Форд Коппола. Джордж быстро нашел с ним общий язык и именно благодаря Копполе стал участвовать в различных по масштабам проектах, но главное — писать сценарии.
Так из короткометражки «Электронный лабиринт THX 1138 4EB», которая упоминалась выше, Джордж Лукас «выписал» более серьезную и уже полнометражную картину «THX 1138 4EB», которую и отснял в 1968 году. Деньги на съемки этого безусловно авангардного фильма дала студия Warner. Интересно, что на самом деле она выделила бюджет сразу на семь картин, но после просмотра «THX 1138 4EB» пересмотрела свое решение и отозвала средства.
При этом боссы Warner не потеряли надежду вернуть хоть часть из потраченных денег и решили выпустить «THX 1138 4EB» в прокат, правда отстранив Лукаса и полностью перемонтировав весь материал. Джордж был взбешен этим решением, но поделать ничего не мог. Именно в тот момент Джордж Лукас дал себе обещание, что будет независим от коммерческих студий и основал собственную, которую беззастенчиво назвал «Lucasfilm».
При этом стараясь реабилитироваться в глазах критиков режиссер решает снять простую для понимания, теплую комедию, которая расскажет о жизни небольшого городка, безумно похожего на его родной Модесто. Так в 1974 году в свет и вышла картина «Американские граффити». Лента была невероятно тепло принята зрителями и ввела режиссера в ранг культовых. Но главное было даже не это — успех фильма «Американские граффити» сделал Лукаса богатым и он смог вложить кругленькую сумму в развитие собственной студии.
Уже в 1977 году «Lucasfilm» выпускает ленту под названием «Звёздные войны», которая стала началом великой киносаги, живущей и по сей день. Примечательно, что эта картина стала знаковой для мира кино еще и потому, что в ней впервые использовались некоторые спецэффекты и технологии. Лукас даже создал компанию «Industrial Light & Magic», которая отвечала только за них.
Интересно, что съемки первой ленты, которая в 1981 году из просто «Звездные войны» начала называться «Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда», сильно подорвали здоровье режиссера. Именно поэтому две последующие картины саги он доверил коллегам, оставив за собой должности продюсера и сценариста.
Любопытно, что перерыв в режиссерской карьере Лукаса затянулся надолго, но при этом сказать, что он ничем не занимался нельзя. Джордж с удовольствием стал писать сценарии для фантастических фильмов, выступать в роли их продюсера. Одной из самых известных картин этого периода является трилогия про Индиану Джонса. Она сделала многих людей настоящими звездами и популярна по сей день. Фильмы про Джонса по праву считаются классикой приключенческого кино.
В режиссерское кресло Джордж Лукас вернулся лишь в 1999 году на съемках «Звёздные войны: Эпизод 1 – Скрытая угроза». Затем в 2002 году он выпустил «Звёздные войны: Эпизод 2 – Атака клонов», а в в 2005 «Звёздные войны: Эпизод 3 – Месть Ситхов». Пока эти картины считаются последними в фильмографии Лукаса.
Нельзя не отметить, что различные ответвления, спин-оффы и сиквелы «Звездных войн» выходят и по сей день. В среднем — одна картина в год. Плюс ко всему студия «Lucasfilm» является одним из лидеров промоушена — под их чутким руководством выпускаются футболки и кепки, комиксы и настольные игры, коллекционные и не только фигурки персонажей. Это приносит неплохой доход, но главное держит зрителей в предвкушении все новых и новых картин.
Несмотря на популярность фильмов, к которым приложил свою руку Джордж Лукас, наград за них он получил не так много. Можно даже сказать — очень мало. Коллекция статуэток состоит лишь из двух «Сатурнов» 1978 года за «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий» (фильм «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда»), Оскара в 1992 году в рамках Премии имени Ирвинга Тальберга и… «Золотой малины» за «Худший сценарий» к ленте «Звёздные войны: Эпизод 2 – Атака клонов».
Если говорить о личной жизни режиссера, то она тоже не обошлась без примечательных эпизодов. В первый раз Джордж Лукас жениля в 1969 году. Его избранницей стала монтажер Марсия Лу Гриффин. Женщина стала не только романтической спутницей режиссера, но и во многом помогала ему в работе.
В 1978 году Марсию даже отметила американская киноакадемия, вручив ей Оскар за монтаж «Звездных войн». Своих детей у пары не было, но в 1981 году они удочерили девочку по имени Аманда. К сожалению, в 1983 году брак Джорджа и Марсии распался, девочка осталась жить с отцом. Аманда — не единственный ребенок Лукаса, он также взял под опеку девочку Кэти и Джетта.
Летом 2013 года режиссер женился во второй раз. Его супругой стала бизнесвумен Меллоди Хобсон. Черз месяц после бракосочетания у пары родилась дочь Эверест.
Фильмы Джорджа Лукаса
Год | Фильм | Режиссёр | Сценарист | Продюсер | Примечания |
1969 | Люди дождя | Нет | Нет | Да | |
1971 | THX 1138 | Да | Да | Нет |
Монтажёр
|
1973 | Американские граффити | Да | Да | Нет | |
1977 | Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда | Да | Да | Да |
Монтажёр и музыкальный продюсер
|
1979 | Новые американские граффити | Нет | Нет | Да |
Со-режиссёр и музыкальный директор
|
1980 | Тень воина | Нет | Нет | Да |
Международная версия
|
1980 | Звёздные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар | Нет | Да | Да |
Со-режиссёр, монтажёр и музыкальный продюсер
|
1981 | Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега | Нет | Да | Да |
Со-режиссёр и монтажёр
|
1981 | Жар тела | Нет | Нет | Да | |
1983 | Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая | Нет | Да | Да |
Со-режиссёр, монтажёр и музыкальный продюсер
|
1983 | Дважды много лет назад | Нет | Нет | Да | Анимационный |
1984 | Индиана Джонс и храм судьбы | Нет | Да | Да |
Монтажёр и актёр (Миссионер)
|
1985 | Латино | Нет | Нет | Да | Монтажёр |
1985 | Мисима: Жизнь в четырёх главах | Нет | Нет | Да | |
1986 | Лабиринт | Нет | Нет | Да | |
1986 | Говард-утка | Нет | Нет | Да | |
1988 | Поваккаци | Нет | Нет | Да |
Документальный
|
1988 | Уиллоу | Нет | Да | Да | |
1988 | Такер: Человек и его мечта | Нет | Нет | Да | |
1988 | Земля до начала времён | Нет | Нет | Да | Анимационный |
1989 | Индиана Джонс и последний крестовый поход | Нет | Да | Да | Монтажёр |
1994 | Убийства на радио | Нет | Да | Да | |
1999 | Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза | Да | Да | Да | |
2002 | Звёздные войны. Эпизод II; Атака клонов | Да | Да | Да | Монтажёр |
2005 | Звёздные войны. Эпизод III: Месть ситхов | Да | Да | Да |
Актёр (Барон Папаноида)
|
2008 | Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа | Нет | Да | Да | |
2008 | Звёздные войны: Войны клонов | Нет | Нет | Да | Анимационный |
2010 | Нина Фош: Курс для кинематографистов и актёров | Нет | Нет | Да |
Документальный
|
2012 | Красные хвосты | Нет | Нет | Да | Со-режиссёр |
2015 | Странные чары | Нет | Да | Да | Анимационный |