Биография
Жан-Люк Годар — имя, известное каждому поклоннику кино. Он автор более чем сотни фильмов, самобытный гений, который не боится смешивать с своих лентах разные жанры. Он — живая легенда! А появился на свет это признанный гений кино в Париже. Семью будущего режиссера можно смело назвать обеспеченной и в некой мере одиозной. Мама Годара принадлежала к известному клану швейцарских банкиров, а отец трудился врачом.
Когда Жан-Люку исполнилось четыре года семейство Годар перебралось в Швейцарию, где мальчик прожил до окончания школы. Высшее образование будущий режиссер предпочел получить на родине и для этого вернулся в Париж, где поступил в Лицей Бюффона. Правда получить диплом Годару так и не удалось — в его жизнь ворвался кинематограф.
Но все же останавливаться в своем саморазвитии юноша не стал и уже в 1949 году поступил в Сорбонну. Параллельно с учебой Жан-Люк часами пропадает в знаменитой парижской синематеке, посещает различные тематические мероприятия, а также пробует себя на литературном поприще. Уже через два года Годар перестает писать в стол и начинает трудится в одном из журналов Парижа. Здесь он пишет статьи о кино.
Надо отметить, что подобный формат очень близок Годару и если в начале карьеры короткий метр это лишь проба пера, то в будущем он будет снимать его ради удовольствия. Всего в карьере французского режиссера порядка пятидесяти короткометражек и для большинства из них он сам написал сценарии.
Через шесть лет после съемок «Операция бетон» Годар впервые снимает полнометражный фильм. В черно-белой картине под названием «На последнем дыхании» Жан-Люк рассказывает историю настоящего прожигателя жизни Мишеля Пуакара, который получает деньги на свои развлечения от кражи автомобилей. Картина моментально становится популярной у критиков и приносит французу первую награду — «Серебряного Медведя» Берлинского кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу.
Но самое главное, что после премьеры этого фильма о Годаре заговорили ,его имя сразу приобрело вес и позволило работать дальше без оглядки на стандарты и условности. Чуть позже режиссеров, подобных талантливому французу, назвали представителями «новой волны».
Характерной чертой фильмов, которые можно отнести к этому течению, стало наличие в сюжете героя-бунтаря, отчаянно ищущего свое место в этой жизни. В рамках «новой волны» Жан-Люк Годар снимает шестнадцать полнометражных фильмов, последним из которых стала драма «Мужское-женское» 1966 года. Надо отметить, что каждая из картин этого периода приносила Годару награды — его копилка пополнилась призами Венецианского кинофестиваля и новыми статуэтками из Берлина.
В середине шестидесятых Францию накрывает социальный кризис и творчество Годара сразу откликается на это. В его фильмографии появляются пропагандистские фильмы, а период их создания назовут марксизмом.
Обращаясь к теме французской новой волны, нельзя не вспомнить о конфликте Годара и огранизаторов Каннского кинофестиваля. Как известно, в 1968 году во Франции проходили массовые студенческие протесты. Жан-Люк Годар и другой представитель «новой волны» Франсуа Трюффо поддерживали протестующих.
С другими режиссерами и членами жюри Годар и Трюффо добивались отмены фестиваля. В один из дней они ворвались в кинозал, в котором должны были показывать фильм Карлоса Сауры «Мятное фраппе». Участники протеста повисли на занавесе, чтобы тот не мог открыться. Конфликт обострялся и в итоге протестующие добились своего, фестиваль все же отменили.
Затем режиссер ударяется в политику и даже создает группу «Дзига Вертов», которая вплоть до 1972 года снимает фильмы политической направленности. К этому периоду творчества француза можно отнести такие картины как «Ветер с Востока» и «Правда» 1970 года, а также «Владимир и Роза», «Борьба в Италии», снятые в 1971. Ради справедливости надо отметить, что в эти же годы Годар остается невероятно продуктивным и всего снимает более десятка фильмов.
Следует заметить, что все эксперименты французского режиссера, которые он проводил вплоть до 1980 года, не относятся к коммерческому кино. Он пробовал различные приемы, снимал много и жадно, получал массу нового опыта и признание критиков, но от рядового зрителя оставался достаточно далек. И это не смотря на то, что Годар уже использовал приемы цифровой съемки и воспроизводил на экране яркие, интересные сюжеты.
Но все же к большому кино Жан-Люк в полной мере вернулся лишь в 1980 году с картиной «Спасай, кто может (свою жизнь)». Эта многослойная драма с несколькими сильными персонажами приносит режиссеру номинации на премию «Сезар» и на «Золотую пальмовую ветвь», а также выигрывает первого в разделе «лучшая актриса второго плана».
В период с 1980 года по настоящее время Жан-Люк Годар снял почти пять десятков проектов, не считая короткометражек. Все они — аутентичны и по-своему интересны, но остановимся на наиболее ярких и значимых для карьеры режиссера. В первую очередь это лента «Страсть» 1982 года. В ней рассказывается о режиссере, который потерял вдохновение и о том, кто помог ему в его поисках. Картина поразила критиков своей утонченностью и глубокой философией, была номинирована на три «Сезара», а также получила технический гран-при на Каннском кинофестивале.
В следующем 1983 году Годар снимает криминальную драму «Имя Кармен», которая взрывает фестиваль в Венеции, получает там «Золотого льва» и специальный приз за лучшие технические достижения. В 1984 году режиссер снимает «Хвала тебе, Мария», с которой берет две специальные премии Берлинского кинофестиваля.
Следующей заметной картиной в творчестве француза можно назвать драму «Германия 90 девять ноль» 1991 года выпуска. Она рассказывает историю воссоединения двух частей Германиии соткана из различных фрагментов. Одни из них вымышленные, другие же и документальные, а также дополнена фактами и мнениями знаковых личностей тех лет. эпизодов, мнений и фактов.
Картина участвует в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля и берет приз «Золотые Озеллы», а также Золотую медаль президента Сената.в двадцать первом веке, а именно в 2014 очередной фильм француза «Прощай, речь 3D» удостаивается приза жюри Каннского фестиваля, а в 2018 пока последний фильм Годара «Образ и речь» берет специальный приз там же.
Также образ французского режиссера не будет полным если не вспомнить о его политической позиции. Годар — один из самых известных антисемитов, который в открытую критикует Израиль и поддерживает Палестину.
Личную сторону жизни Годар предпочитает оставлять в тени тем более, что она, в отличии от профессиональной деятельности режиссера, не такая бурная. Первый раз француз женился в 1961 году на актрисе Анне Карине. Этот брак продлился всего три года, детей в нем у пары не было. Однако Анна была одна из самых ярких звезд его ранних фильмов.
В 1967 году Жан-Люк снова женился и снова на актрисе Анн Вяземски. Этот брак продлился достаточно долго (до 1979 года), но детей режиссеру вновь не принес. Затем в жизни Годара произошло знаковое событие — его творческий компаньон, фотограф, сценарист, кинорежиссер и со-директор Анн-Мари Мьевиль стала его гражданской супругой. Их союзу уже более тридцати лет! Правда и эти отношения не привели к рождению ребенка.
Фильмы Годара
Год | Название |
1956 |
«Всех парней зовут Патрик» / Tous les garçons s’appellent Patrick (короткометражный)
|
1957 |
«Шарлотта и её Жюль» / Charlotte et son Jules (короткометражный)
|
1957 |
«История воды» / Une histoire d’eau (совместно с Ф. Трюффо)
|
1960 |
«На последнем дыхании» / À bout de souffle
|
1960 |
«Маленький солдат» / Le Petit Soldat
|
1961 |
«Женщина есть женщина» / Une femme est une femme
|
1962 |
«Семь смертных грехов» (эпизод «Лень») / Les Sept Péchés capitaux (sketch La Paresse)
|
1962 |
«Жить своей жизнью» / Vivre sa vie
|
1962 |
«РоГоПаГ» (эпизод «Новый мир») / Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo)
|
1963 |
«Карабинеры» / Les Carabiniers
|
1963 |
«Презрение» / Le Mépris
|
1964 |
«Посторонние» (Банда аутсайдеров) / Bande à part
|
1964 |
«Самые красивые мошенники мира» / Les Plus Belles Escroqueries du monde (sketch Le Grand Escroc)
|
1964 |
«Замужняя женщина» / Une femme mariée
|
1965 |
«Альфавиль» / Alphaville, Une étrange aventure de Lemmy Caution
|
1965 |
«Париж глазами…» (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») / Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois)
|
1965 |
«Безумный Пьеро» / Pierrot le fou
|
1966 |
«Мужское — женское» / Masculin, féminin
|
1966 |
«Сделано в США» / Made in U.S.A.
|
1967 |
«Две или три вещи, которые я знаю о ней» / 2 ou 3 choses que je sais d’elle
|
1967 |
«Древнейшая профессия в мире» (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») / Le Plus Vieux Métier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000)
|
1967 |
«Китаянка» / La Chinoise
|
1967 |
«Далеко от Вьетнама» / Loin du Vietnam (sketch Caméra-œil)
|
1967 |
«Уик-энд» / Week end
|
1968 |
«Один плюс один» («Сочувствие дьяволу») / One plus one (Sympathy for the Devil)
|
1968 |
«Фильм, как фильм» / Un film comme les autre
|
1968 | /Cinétracts |
1969 |
«Весёлая наука» / Le Gai Savoir
|
1969 |
«Любовь и ярость» (эпизод «Любовь») / Amore e Rabbia (sketch L’Amour)
|
1969 |
«Ветер с востока» / Le Vent d’est
|
1970 |
«Владимир и Роза[fr]»
|
1970 |
«Правда» / Pravda
|
1970 |
«Лотта в Италии» / Lotte in Italia
|
1970 |
«Звуки Британии» / British Sounds
|
1972 |
«В час ночи» / One P.M.
|
1972 |
«Всё в порядке» / Tout va bien
|
1972 |
«Письмо Джейн» / Letter to Jane
|
1975 |
«Номер два» / Numéro deux
|
1976 |
«Здесь и там» / Ici et ailleurs
|
1977 |
/Six fois deux / Sur et sous la communication (TV)
|
1977 |
/France / tour / détour / deux / enfants (TV)
|
1978 |
«Как дела?» / Comment ça va?
|
1980 |
«Спасай, кто может (свою жизнь)» / Sauve qui peut (la vie)
|
1981 |
«Письмо Фредди Бюашу» / Lettre à Freddy Buache (короткометражный)
|
1982 |
«Страсть» / Passion
|
1983 |
«Имя: Кармен» / Prénom Carmen
|
1985 |
«Приветствую тебя, Мария» / Je vous salue, Marie
|
1985 |
«Детектив» / Détective
|
1986 |
«Величие и падение маленькой кинокомпании» / Grandeur et décadence d’un petit commerce de cinéma (TV)
|
1986 |
«Мягко стелет» / Soft and Hard
|
1986 |
«Встреча с Вуди Алленом» / Meetin’ WA
|
1987 |
«Король Лир» / King Lear
|
1987 |
«Ария» (фрагмент «Армида») / Aria (partie Armide)
|
1987 |
«Тренируй правую» / Soigne ta droite
|
1988 |
«Сила слова» / Puissance de la parole
|
1988 |
/On s’est tous défilé (TV)
|
1989 |
/Le Rapport Darty
|
1990 |
«Новая волна» / Nouvelle Vague
|
1991 |
«Забвенью вопреки» / Contre l’oubli
|
1991 |
«Германия, девять — ноль» / Allemagne 90 neuf zéro
|
1993 |
«Увы мне» / Hélas pour moi
|
1993 |
«Дети играют в Россию» / Les enfants jouent à la Russie
|
1995 |
«ЖЛГ автопортрет в декабре» / JLG
|
1995 |
«Сто лет французского кино» / Deux fois cinquante ans de cinéma français
|
1996 |
«Моцарт — навсегда» / For Ever Mozart
|
1998 |
«Старые места» / The Old Place
|
1998 |
«История(и) кино» / Histoire(s) du cinéma (V)
|
2000 |
«Происхождение XXI века» / L’Origine du XXIe siècle
|
2001 |
«Хвала любви» / Éloge de l’amour
|
2002 |
«На десять минут старше: Виолончель» (эпизод «Во тьме времени») / Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps)
|
2004 |
«Наша музыка» / Notre musique
|
2010 |
«Социализм» / Film Socialisme
|
2014 |
«Прощай, речь 3D» / Adieu au Langage
|
2018 |
«Книга образа», или «Образ и речь» / Le livre d’image
|