Биография
Самый известный за пределами своей страны режиссер Ким Ки Дук появился на свет в местечке Собённи, провинция Кёнсан-Пукто, Республика Корея. Его путь к карьере в кинематографе был очень долог и тернист. Да что греха таить — долгое время Ким Ки Дук даже подумать не мог о какой-либо творческой профессии.
Его родители были обычными крестьянами. Когда они переехали в Сеул то недолго думая отдали сына в местную сельскохозяйственную школу. Правда Ким ее так и не закончил — в возрасте семнадцати лет будущий режиссер пошел зарабатывать деньги на один из местных заводов.
По прошествии трех лет Кима призвали в армию, где он пять лет прослужил в морской пехоте. Многие отмечают, что в рядах вооруженных сил будущая звезда корейского кинематографа смотрелся на своем месте. При этом после демобилизации Ки Дук в очередной раз удивил окружающих, устроившись в церковь для незрячих. Здесь Ким изучал духовную литературу и всерьез готовился стать проповедником.
Но эти планы молодого корейца не сбылись — в стенах церкви он открыл для себя мир живописи и решил всерьез постичь это искусство. Для этого Ким Ки Дук собрал воедино все свои сбережения, купил билет и отправился в Париж, где с 1990 по 1992 год изучает изящные искусства и зарабатывает продажей собственных картин. Именно в Париже Ки Дук впервые попадает в кинотеатр. Темнота зрительного зала, большой экран и громкий звук очаровали будущего режиссера и он решает попробовать себя и на этом поприще.
Первые шаги в кинематографе Ким Ки Дук делает на родине. В начале карьеры он пишет целый ряд сценариев, которые презентует на различных корейских конкурсах. Первую награду Ким получает уже в 1993 году. Институт сценаристов дает ему главную премию за сценарий к фильму «Художник и преступник, приговорённый к смерти». После этого еще пара работ начинающего мастера получают премии разного плана, а в 1996 году он решается экранизировать одну из них.
Так лента «Крокодил» стала режиссерским дебютом Ким Ки Дука. С этого момента он выпускает в среднем по одному фильму в год. Выбрать из них особенно выдающиеся трудно так как практически каждая картина режиссера получает массу номинаций и наград.
В 1997 году на экраны выходит его криминальная драма с элементами комедии «Дикие животные», в 1998 лента «Отель «Птичья клетка», а в 2000 триллер «Остров». Последний был показан на Венецианском кинофестивале и получил Премию Сети продвижения азиатского кино. Надо отметить, что многих лента по-настоящему шокировала. На первых показах зрителям даже становилось плохо, многие уходили из зала.
Интересно, что 2000 год отмечен в карьере Ким Ки Дука еще одной работой в кино, которую высоко оценили критики. Лента «Реальный вымысел» вошла в конкурсную программу Московского Международного кинофестиваля и была номинирована на «Золотого «Святого Георгия» как лучший фильм. Статуэтку фильм не получил, но зато благодаря этому событию Ким Ки Дука узнали в России.
Помимо этого лента отмечена наградой «Золотой Ворон» как лучший фильм Брюссельского Международного Фестиваля Фантастических Фильмов и двумя премиями Международного Кинофестиваля в Опорто.
Следующий фильм корейского режиссера «Адрес неизвестен» 2001 года вновь получил положительные рецензии критиков и даже номинировался на «Золотого льва» в Венеции. Драма «Плохой парень» 2001 года отмечена номинацией на фестивале в Берлине, а также наградами в Японии и Республике Корея.
Следующий военный боевик «Береговая охрана» (2002) получил две статуэтки Международного Кинофестиваля в Карловых Варах.
В 2003 году Ким Ки Дук снимает один из своих самых известных фильмов «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». С одной стороны его оценили киноманы — и по сей день картина находится во всевозможных топах зрительских симпатий. Но и критики не остались в стороне. Фильм был отмечен на фестивалях в Локарно, Сан-Себастьяне и на премии критиков Аргентины.
В 2004 году корейский режиссер снимает две проекта — драму «Самаритянка» и мелодраму «Пустой дом». Первая приносит Ким Ки Дуку первую персональную награду — Серебряного льва за лучшую режиссуру, а вторая отмечена сразу несколькими наградами. Среди них стоит отметить четыре статуэтки Венецианского кинофестиваля (одна из них специально для режиссера) и премию критиков в Сан-Себастьне.
Две следующие работы «Натянутая тетива» (2005) и «Время» (2006) наградами не отмечены, а вот драма «Вздох» 2007 года претендовала на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, но приза не получила.
Следующей заметной лентой в фильмографии корейского режиссера стала картина «Пьета» 2012 года. Для начала надо отметить, что лента собрала рекордные для Ким Ки Дука три с половиной миллиона долларов в прокате. Но как для профессионала для режиссера важно другое — «Пьета» стала обладательницей сразу пяти премий кинофестиваля в Венеции!
После этого триумфа режиссер снимает еще пять картин, но ни одна из них этого успеха не повторила. На данный момент Ки Дук работает над лентой «Кто есть бог?», дата выхода которой пока не известна.
Чуть выше уже говорилось, что Ким начал свою карьеру в кино как сценарист. Со временем он не отказался от этой профессии и все го фильмы сняты по его собственным сценариям! Помимо этого Ким Ки Дук выступает как монтажер, оператор и продюсер. В качестве последнего он продвигает не только свои фильмы, но и ленты других азиатских режиссеров.
Во многом это объясняется тем, что режиссер не идет на поводу у массовой культуры и не снимает развлекательное кино. Все его ленты философичны и имеют глубокий смысл. В том числе и за это Ким Ки Дука любят и в России, где, по мнению режиссера, зритель смотрит кино в первую очередь душой, а уж потом глазами.
Разговоры о личной жизни этой невероятно талантливой личности для него табу. Известно лишь то, что Ким Ки Дук никогда не был женат и не имеет детей.
Фильмы Ким Ки Дука
Год | Фильм | Режиссёр | Продюсер | Сценарист | Актёр |
1996 | Крокодил / Crocodile / 악어 | Да | Да | ||
1998 | Дикие животные / Wild animals / 야생동물 보호구역 | Да | Да | ||
1998 | Отель «Птичья клетка» / Birdcage Inn / 파란대문 | Да | Да | ||
2000 | Остров / The Isle / 섬 | Да | Да | ||
2000 | Реальный вымысел / Real Fiction / 실제상황 | Да | Да | ||
2001 | Адрес неизвестен / Address Unknown / 수취인불명 | Да | Да | ||
2001 | Плохой парень / Bad Guy / 나쁜남자 | Да | Да | ||
2002 | Береговая охрана / The Coast Guard / 해안선 | Да | Да | ||
2003 | Весна, лето, осень, зима… и снова весна / Spring, Summer, Fall, Winter… And Spring / 봄여름가을겨울그리고봄 | Да | Да | Да | |
2004 | Самаритянка / Samaria / 사마리아 | Да | Да | Да | |
2004 | Пустой дом / Empty House (3-Iron) / 빈집 | Да | Да | Да | |
2005 | Натянутая тетива / The Bow / 활 | Да | Да | Да | |
2006 | Время / Time / 시간 | Да | Да | Да | |
2007 | Вздох / Breath / 숨 | Да | Да | Да | |
2008 | Мечта / Dream / 비몽 | Да | Да | ||
2008 |
Красивая / Beautiful / 아름답다
|
Да | Да | ||
2008 |
Несмонтированный фильм / Rough Cut / 영화는 영화다
|
Да | Да | ||
2011 | Ариран / Arirang / 아리랑 | Да | Да | Да | Да |
2011 |
Понсанская гончая / Poong-san-gae / 풍산개
|
Да | Да | ||
2011 | Аминь / Amen / 아멘 | Да | Да | Да | Да |
2012 | Пьета / Pieta / 피에타 | Да | Да | Да | Да |
2013 | Мёбиус / Moebius / 뫼비우스 | Да | Да | Да | Да |
2013 |
Грубая игра / Rough Play / 배우는 배우다
|
Да | Да | ||
2013 |
Красная семья / Red Family / 붉은 가족
|
Да | Да | Да | |
2014 | Один на один / One on One / 일대일 | Да | Да | Да | Да |
2015 | Стоп / Stop / 스톱 | Да | Да | Да | Да |
2015 |
Сделано в Китае / Made in China / 메이드 인 차이나
|
Да | Да | ||
2016 | Сеть / The Net / 그물 | Да | |||
2017 |
Экскаватор / Fork Lane / 포크레인
|
Да | Да | ||
2017 | Время людей / The Time of Humans / 인간의 시간 | Да | Да | ||
2018 | Человек, место, время и снова человек | Да | Да | Да |