Биография
За годы в кинематографе, Кира Муратова часто сталкивалась с цензурой, непониманием и запретами, но, невзирая на все преграды, ей удавалось создавать картины, пленившие сердца поклонников кино во многих странах мира. На ее работах до сих пор воспитывают новые поколения кинорежиссеров.
От Бухареста до Одессы
Кира Муратова появилась на свет в городе Сороки (в тридцатые годы прошлого века это была территория Румынии) в семье Натальи Скурту и Георгия Короткова. После начала Второй мировой войны семья переехала в Бухарест.
В столице Румынии девочка пережила первую большую трагедию в своей жизни – румынские солдаты убили ее отца.
Мама, работающая в министерстве культуры, старалась дать дочери все возможное. Пользуясь служебным положением, она достала дочери пропуск во все румынские кинотеатры. Так будущий мастер большого кино познакомилась с миром большого кино.
После того, как советские войска вошли на территорию Румынии, мама с дочкой приняли решение переехать в СССР. В Советском Союзе Кира сначала училась на филологическом факультете московского университета, а в 1959 году получила режиссерский диплом во ВГИК. По распределению отправилась покорять Жемчужину у моря – славную Одессу.
Личная жизнь отшельницы
В личной жизни Киры Муратовой все стабильно. Правда, с первым мужем – Александром Муратовым она прожила только десять лет. Познакомились они еще в студенческие времена, а поженились после того, как Кира получила диплом режиссера.
В 1961 году в этом браке родилась дочь Марианна (трагически погибла). Александр помогал жене при создании нескольких фильмов, но затем их пути разошлись. Муратов уехал в Киев, а Кира Георгиевна с дочерью осталась в Одессе.
Второй любимый мужчина в ее жизни появился после вынужденного переезда в Ленинград. В городе на Неве Кира Георгиевна познакомилась с художником Евгением Голубенко. Поначалу новый знакомый помогал Муратовой в создании сценариев, а позже их отношения вышли за рамки рабочих.
Несмотря на то, что Евгений младше своей возлюбленной на два десятка лет, они по сей день живут в Одессе в мире и согласии. Муратову и Голубченко не часто встретишь на светских раутах и праздничных мероприятиях, они предпочитают вести «отшельническую» жизнь.
В гости выбираются редко, но тех, кто навещает их, встречают с интересом. Писать мемуары Кира Георгиевна пока отказывается, радуясь каждому прожитому дню.
Гений кинематографа
Как режиссер Кира Муратова дебютировала в кинематографе в 1961 году, сняв на Одесской киностудии короткометражку «У крутого яра». Первым полнометражным фильмом в ее исполнении стали «Короткие встречи», вышедшие в свет в 1967 году. Муратова не только экранизировала собственный сценарий о судьбе провинциалки Нади в большом городе, но и сыграла одну с главных ролей. В фильме также снимались Владимир Высоцкий, Нина Русланова, Алексей Глазырин.
Как о незаурядном режиссере о Кире Муратовой заговорили после выхода на экраны «Долгих проводов» с Зинаидой Шарко в главной роли. История о сложных взаимоотношениях матери и сына понравилась многим кинозрителям, но вызвала множество вопросов у партийного руководства.
Свои следующие фильмы Муратова снимала уже не в Одессе, а в Ленинграде. В городе на Неве в свет вышли «Познавая белый свет», «Среди серых камней», «Перемена участи».
Во «Второстепенных людях», которые Кира Муратова снова снимала на Одесской киностудии, передано трагедию людей, непроизвольно ставших убийцами и пытающихся самостоятельно избавиться от трупа.
Приступая к съемкам «Настройщика» – психологической драмы о мотивах преступления, совершенного интеллигентным студентом консерватории, режиссер позвала в проект Георгия Делиева, Аллу Демидову, Ренату Литвинову, Нину Русланову, Наталью Бузько, Владимира Комарова, Юрия Шлыкова.
«Два в одном» – фильм о «маленьких людях», поставленных врасплох жизненными ситуациями, порадовал не менее звездным набором исполнителей. В свой проект Кира Муратова позвала Ренату Литвинову, Богдана Ступку, Наталью Бузько, Александра Баширова, Сергея Бехтерева.
Сняв в 2012 году «Вечное возвращение», Кира Муратова заявила о том, что навсегда уходит из кинематографа. Ее последний фильм – это история о мужчине и женщине, которые знакомые еще со студенческих времен, но потерявшие друг друга в этой жизни. Они ссорятся, ругаются, он уходит прочь, но возвращается… возвращается… возвращается, ведь никого знакомого в этом городе у мужчины больше нет. В картине задействованы Олег Табаков, Алла Демидова, Рената Литвинова и Сергей Маковецкий.
Уйдя из кинематографа, Кира Георгиевна не перестала интересоваться миром, которому отдала значительную часть своей жизни, вот только из режиссерского кресла она пересела в зрительское. Муратова внимательно следит за развитием современного кино и новыми тенденциями в этой среде.
К ней часто обращаются с предложениями принять участие в той или иной телевизионной программе, но чаще всего Кира Муратова отказывается от возможности «засветиться» на экране.
Фильмография Киры Муратовой
Год | Фильм |
1962 |
У крутого яра (короткометражный)
|
1964 |
Наш честный хлеб
|
1967 |
Короткие встречи
|
1971 |
Долгие проводы
|
1979 |
Познавая белый свет
|
1983 |
Среди серых камней
|
1987 |
Перемена участи
|
1989 |
Астенический синдром
|
1992 |
Чувствительный милиционер
|
1994 | Увлеченья |
1997 | Три истории |
1999 |
Письмо в Америку (короткометражный)
|
2001 |
Второстепенные люди
|
2002 |
Чеховские мотивы
|
2004 | Настройщик |
2005 |
Справка (короткометражный)
|
2006 |
Кукла (короткометражный)
|
2007 | Два в одном |
2009 |
Мелодия для шарманки
|
2012 |
Вечное возвращение
|