Биография
Немецкий режиссер Вильгельм Эрнст Вендерс, более известный миру как Вим Вендерс, появился на свет в Дюссельдорфе в семье Генриха и Марты. Первые годы жизни будущего режиссера прошли очень своеобразно — после капитуляции Германию оккупировали американские войска, которые привносили в культуру европейского города свои ноты.
Вим впитывал все это каждой клеточкой своего тела и впоследствии тема взаимоотношений Европы и Штатов станет красной нитью, которая пройдет через все фильмы Вендерса. Когда мальчику исполнилось четыре года семейство Вендерсов переехало на запад Германии в город Кобленц, а чуть позже в Оберхаузен.
После окончания школы перед Вимом встал вопрос об образовании. Решив поддаться на увещевания отца и продолжить семейную традицию юноша начал готовиться стать врачом. Но уже через три года изучения медицины и философии Вендерс понял, что эта профессия ему не подходит, бросил учебу и отправился в Париж. Именно в столице Франции на тот момент располагался один из самых престижных киноинститутов Европы.
К сожалению, поступить в киношколу «IDHEC» юноше не удалось и следующий год он проработал в гравюрном ателье. В это же время в качестве самообразования Вим посещал Французскую синематеку — величественный архив фильмов и всевозможных документов, так или иначе связанных с кинематографом.
В 1967 году Вендерс возвращается в Германию. Интересно, что именно в этом году у него на родине открылась Высшая школа кино и телевидения, куда Вим сразу же подал документы. На этот раз конфуза не случилось и Вендерс стал слушателем этого учебного заведения. Во время учебы юноша увлеченно снимает несколько короткометражек, на которых оттачивает свой авторский стиль. Любопытно, что финансирование этих картин Вим брал на себя.
Свой дебютный полнометражный фильм и по совместительству дипломную работу Вендерс снимает в 1971 году и называет его «Лето в городе». В этом же году режиссер работает над лентой «Страх вратаря перед пенальти», которая стала первым игровым фильмом в карьере немецкого режиссера.
Помимо всего прочего, в том же 1971 году Вендерс стал одним из создателей дистрибьюторской компании «Filmverlag der Autoren». Основной целью этой организации стала помощь немецкому авторскому кино.
В 1972 году режиссер снимает историческую драму «Алая буква», в 1973 выпускает ленту «Алиса в городах», для которой также написал сценарий. В 1974 году работает над сериалом «Дом для нас». Но все же настоящее призвание ждало Вима Вендерса в 1975 году. Именно в этом сезоне он снимает ленту «Ложное движение», которая невероятно понравилась немецким критикам и завоевала сразу шесть высших национальных наград Германии «Deutscher Filmpreis».
Именно после этого успеха карьера Вима Вендерса начинает неумолимо идти вверх. Следующий его фильм «С течением времени» вошел в конкурсную программу сразу нескольких фестивалей, но главное — получил приз Международной федерации кинопрессы в Каннах. Помимо всего прочего лента даже претендовала на «Золотую пальмовую ветвь»! Отдельно нужно сказать, что картину также тепло приняли обычные немецкие зрители.
В 1977 году поклонники Вендерса смогли посмотреть очередной полный метр немецкого режиссера под названием «Американский друг». Картина также вошла в конкурсную программу премии «Сезар» и фестиваля в Каннах, но ни одной статуэтки так и не получила. Зато ее увидел маститый американский режиссер Фрэнсис Форд Коппола и предложил Виму снять криминальную драму «Хэммет».
Немец не стал отказываться и весной 1978 года прибыл в Штаты для начала работы. Но приступить к съемкам у Вендерса не получилось по независящим от него причинам. Именно поэтому следующей картиной в его фильмографии стала сначала документальная картина «Молния над водой», а затем драма «Положение вещей» и документальная картина «Комната 666».
Работа же над «Хэмметом» была закончена только в 1982 году. Картина была принята достаточно сдержанно, хотя и получилась интригующей и динамичной. Не смотря на отсутсвие явных восторгов «Хэммет» был номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Следующая лента немецкого режиссера «Париж, Техас» была встречена на порядок теплее. Зрители обеспечили ей хорошую кассу в кинотеатрах, а критики в Каннах отдали «Золотую пальмовую ветвь». В 1987 году Вендерс заканчивает работу над картиной «Небо над Берлином». Она тоже получает массу самых положительных рецензий и… приносит Виму статуэтку Кансского кинофестиваля как лучшему режиссеру года!
Помимо этого, «Небо над Берлином» собрало еще целую коллекцию различных наград на фестивалях по всему миру и по сей день считается самой популярной картиной в фильмографии Вендерса.
Уже через два года после своего триумфа Вим выпускает документальную картину «Записки об одежде и городах», в 1991 году в прокате стартует его фильм «Когда наступит конец света», а в сезоне 1993 Вендерс предлагает на суд общественности продолжение картины «Небо над Берлином», которое в некоторых источниках называется как «Небо над Берлином 2», а в некоторых «Так далеко, так близко». Фильм был награжден Гран-при жюри в Каннах.
В 1995 году Вендерс неожиданно для самого себя начинает сотрудничать с великим итальянским режиссером Микеланджело Антониони. Вместе этот тандем снимает пронзительную мелодраму «За облаками», удостоенную Приза международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Венецианском кинофестивале.
В этом же сезоне Вим Вендерс снимает биографическую драму «Братья Складановские», которую критики практически не заметили. Следующей яркой работой немецкого режиссера по праву считается фильм «Отель «Миллион долларов», вышедший на экраны в 1999 году. Лента с Мэлом Гибсоном и Милой Йовович в главных ролях провалилась в прокате, но зато стала обладателем приза жюри «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале.
После этого выходят картины «Многое произошло» (2001), «На десять минут старше: Труба» (2002), «Душа человека» (2003), которые никаких серьезных номинаций или призов не получили. Лишь в 2005 году Вим выпускает музыкальную драму «Входите без стука», которая отмечена номинацией на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Следующий раз на этот фестиваль режиссер попал в 2008 году с фильмом «Секи в Палермо». Призов картина не получила, но рецензии критиков были самые положительные. Этот же год отмечен в фильмографии Вендерса участием в съемках альманаха «8». В 2011 году режиссер представляет своим поклонникам ленту «Пина: Танец страсти в 3D». она первая в его карьере получила номинацию на Оскар!
В 2014 году Вим участвует в создании сериала. Эта лента под названием «Храмы культуры» идет и сейчас. В 2014 режиссер вновь возвращается на Оскар с лентой «Соль земли». Эту статуэтку фильм не берет, но зато в его копилке две статуэтки Каннского кинофестиваля и один «Сезар».
Три последние работы Вендерса «Прекрасные дни в Аранхуэсе» 2016 года, «Погружение» 2017 и «Папа Франциск. Человек слова» сезона 2018. Первая была номинирована на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, вторая прошла для зрителей критиков незаметно, а вот третья имеет номинацию на «Золотой глаз» в Каннах. В проекте у немца также есть триллер «Суп мисо». Сроки выходя этой картины пока не известны.
Помимо режиссерской славы Вим Вендерс известен как продюссер, сценарист, актер, монтажер и оператор. Но и это еще не все! Есть в копилке этого, безусловно, талантливого немца не только кризы различных фестивалей, но и орден «За заслуги».
О своей жизни за пределами кино мэтр Вендерс говорить не любит, хотя рассказать там есть о чем. Впервые режиссер женился еще в 1968 году. Супругой Вима стала актриса Эдда Кехль. Этот союз продлился шесть лет и детей у пары не было. Второй супругой режиссера вновь стала актриса, а также певица Рони Блэкли. Но этот союз оказался очень коротким — он продлился с 1979 по 1981 год.
Третий официальный брак режиссер заключил в 1993 году с ассистентом оператора Донатой Шмидт. Пара совместно работала над фильмом «Так далеко, так близко».
Фильмография Вима Вендерса
Год | Фильм |
1970 |
Лето в городе / Summer in the City
|
1972 |
Страх вратаря перед одиннадцатиметровым / Die Angst des Tormanns beim Elfmeter
|
1972 |
Алая буква / Der scharlachrote Buchstabe
|
1974 |
Алиса в городах / Alice in den Städten
|
1975 |
Ложное движение / Falsche Bewegung
|
1976 |
С течением времени / Im Lauf der Zeit
|
1977 |
Американский друг / Der amerikanische Freund
|
1980 |
Кино Ника — Молния над водой / Nick’s Film
|
1982 |
Хэммет / Hammett
|
1982 |
Положение вещей / Der Stand der Dinge
|
1984 |
Париж, Техас / Paris, Texas
|
1985 |
Токио-га / Tokyo-ga
|
1987 |
Небо над Берлином / Der Himmel über Berlin
|
1989 |
Зарисовки об одеждах и городах / Aufzeichnungen zu Kleidern und Städten
|
1991 |
Когда наступит конец света / Bis ans Ende der Welt
|
1993 |
Так далеко, так близко! / In weiter Ferne, so nah!
|
1994 |
Лиссабонская история / Lisbon Story
|
1995 |
Братья Складановские / Die Gebrüder Skladonowsky
|
1995 |
Люмьер и компания / Lumiere et compagnie
|
1995 |
За облаками / Jenseits der Wolken (режиссура фрагментов фильма Микеланжело Антониони)
|
1995 |
Люмьер и компания / Lumière et compagnie
|
1997 |
Конец насилия / The End of Violence
|
1998 |
Вилли Нельсон в студии «Театро» / Willie Nelson at the Teatro
|
1999 |
Клуб Буэна Виста / Buena Vista Social Club
|
2000 |
Отель «Миллион долларов» / The Million Dollar Hotel
|
2002 |
Многое случилось — фильм о BAP / Viel Passiert
|
2002 |
На десять минут старше: труба (эпизод «12 миль до Трона») / Ten Minutes Older: The Trumpet (Twelve miles to Trona)
|
2003 |
Душа человека / The Soul of a Man
|
2004 |
Земля изобилия / Land Of Plenty
|
2005 |
Входите без стука / Don’t Come Knocking
|
2007 |
У каждого своё кино / Chacun son cinéma
|
2008 |
Съёмки в Палермо / Palermo Shooting
|
2011 | Пина / Pina |
2014 |
Соль земли / The Salt of the Earth
|
2015 |
Всё будет хорошо/ Every Thing Will Be Fine
|
2016 |
Прекрасные дни в Аранхуэсе / Les Beaux Jours d’Aranjuez
|
2017 |
Погружение / Submergence
|
2018 |
Папа Франциск. Человек слова / Pope Francis: A Man of His Word
|