Биография
Юрий Любимов – мэтр отечественной драматургии, гениальный актёр, режиссёр, сценарист, лауреат Сталинской премии, Народный артист России.
Несмотря на сложный и конфликтный характер, Любимовым восхищались. Ему рукоплескали не только отечественные зрители, но и зарубежные театралы и критики. До последних дней своей жизни, он не переставал творить.
Детство и юность
Родился маленький Юра в 1917 году в Ярославле. В стране во всю гремела революция, но купеческая семья Любимовых жила довольно хорошо. Родители Юрия были людьми образованными: Пётр Любимов был выпускником коммерческого училища, мать выучилась на педагога, и работала в начальной школе.
В 1922 году они переезжают жить в Москву, где отец будущего артиста открывает торговую лавку по продаже зарубежной сельди в Охотном ряду. В конце 20-х годов Любимого-старшего обвиняют в нетрудовых заработках, и лишают его всех прав гражданина страны.
Далее следуют многочисленные аресты и допросы. Для безопасности своей семьи, Пётр Любимов разводится с супругой. Жена с детьми еле сводит концы с концами, выжить помогали многочисленные родственники.
Школьник Юрий смог закончить только 7 классов, продолжить обучение он не мог из-за отца. Чтобы получить рабочую специальность, будущий драматург поступает в техникум. Но искусство лицедейства манит молодого парня всё сильнее. С детства он запомнил спектакль с великолепной игрой К.Станиславского.
Любимов решает поступить в театральную студию 2-го МХАТа. Став студентом, он дебютировал на сцене в 1935 году, исполняя крошечную роль в постановке «Мольба о жизни». Так, Юрий Любимов начал свой творческий путь.
Работа в театре
Через год 2-й МХАТ закрывается, и Любимов переходит в театральное училище им.Щукина, которое только открылось. Студенты «Щукинского» теперь оттачивают своё мастерство и набираются опыта на сцене Театра им. Вахтангова.
Юрий прекрасно защитил дипломную работу, великолепно сыграв в пьесе «Мещане». Окончив «Щуку» в 1939 году, он был зачислен в труппу вахтанговского театра.
Со сценой пришлось расстаться на целых пять лет. Началась война, и в 1941 году актёра забрали в военный ансамбль НКВД. После демобилизации в 1946, Любимов возвращается в Театр им.Вахтангова, почти сразу становясь ведущим актёром: спектакли «Молодая гвардия», «Все мои сыновья», «Накануне».
С начала 50-х годов, Любимов играет роли в постановках «Много шума из ничего», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», которые приносят ему известность и любовь зрителя.
Впервые, в качестве режиссёра, Юрий Петрович выступил в 1959-м году. Его дебютной постановкой стала пьеса «Много ли человеку надо». После этого, его пригласили преподавать актёрское мастерство в родном училище им.Щукина. Собрав самых талантливых и перспективных студентов, Любимов ставит постановку «Добрый человек из Сезуана».
Темы, которые затрагивались в спектакле, противоречили канонам действующей власти. Если бы у Юрия Петровича не было покровителей в высших политических кругах, то пьеса была бы удалена из репертуара.
Именно эта постановка положила начало популярности, малоизвестного в те годы, Театра на Таганке. Юрий Петрович возглавил этот театральный помост в 1963 году, и превратил его в один из ведущих театров страны.
В первые годы на сцене ставились лишь драматические произведения. Но руководитель решил разнообразить жанры и тематику. Так стали появляться классические постановки и пьесы современников.
Постановка «Преступление и наказание», поставленная Любимовым, была продемонстрирована в Англии, где в 1983 году получила заслуженную похвалу критиков и театральную премию.
Помимо традиционной сцены, гениальный и многогранный Юрий Петрович ставил постановки и в оперном театре. Первой такой работой стала опера «Под жарким солнцем любви», вышедшая на сцене легендарного «Ла Скала» в 1975 году. Далее последовали постановки «Дон Жуан», «Набукко» и «Пиковая дама».
Начало 80-х годов стало тяжёлым периодом для гения драматургии. Умирает В.Высоцкий, ведущий актёр Театра на Таганке, памятный спектакль не пропускает цензура. Свободомыслие и революционные замашки увидели и в постановке «Борис Годунов», которую также запретили.
В 1984-м году, театральная труппа Юрия Петровича была с гастролями в Лондоне. В момент нахождения за границей, Любимов узнаёт о своём выдворении из страны за то, что раскритиковал действующую власть в интервью журналу «Times».
Израиль предложил своё гражданство, и Юрий Петрович согласился. В течение 7 лет, маэстро отечественной сцены жил и работал за рубежом.
Вернуться на родину, режиссёр смог лишь с началом перестройки. По запросу ему вернули гражданство, и он мог вновь возглавить любимую сцену Театра на Таганке. В 1992 году ему присваивают звание Народного артиста России.
Когда выдающийся режиссёр представил публике постановку «Братья Карамазовы», ему уже было 80 лет. А в 2002 году выходит в свет спектакль «Фауст». Несмотря на возраст, Любимов продолжал творить и руководить сценой.
В 2010 году драматург хотел покинуть стены «Таганки», из-за бюрократических проволочек. Но конфликт устранили, и худрук остался в театре. Скандал, произошедший год спустя, поставил окончательную точку, и Любимов покинул пост руководителя Театра на Таганке.
Это не остановило именитого постановщика. В 2012 году на сцене родного Театра им.Вахтангова состоялся премьерный показ спектакля «Бесы». Мэтру аплодировали стоя. Последними работами Юрия Петровича стали оперы «Князь Игорь» и «Школа жен».
Карьера в кино
Первым дебютом в кинематографе стала картина «Цветные киноновеллы», которая вышла на экраны в 1941 году. Молодой актёр исполнил роль Принца. Далее последовали яркие образы в кинолентах «Дни и ночи», «Беспокойное хозяйство», «Голубые дороги» и «Кубанские казаки».
Год | Фильм | Роль |
1941 | Цветные киноновеллы |
принц (новелла «Свинопас»)
|
1943 | Дни и ночи |
Миша Масленников
|
1945 | Поединок |
сотрудник внешнего наблюдения госбезопасности у гостиницы «Москва»
|
1946 | Беспокойное хозяйство |
французский лётчик Лярошель
|
1946 | Голубые дороги | Веткун |
1947 | Робинзон Крузо | Пятница |
1948 | Мичурин | переводчик |
1948 | Мальчик с окраины | Костя |
1948 | Три встречи | Рудников |
1949 | Кубанские казаки | Андрей |
1951 | Белинский |
Алексей Алексеевич Фролов, врач
|
1951 | Прощай, Америка! |
Блейк (корреспондент)
|
1952 | Композитор Глинка | Даргомыжский |
1956 | На подмостках сцены | граф Зефиров |
1958 | Город зажигает огни |
Алексей Иванович Бойков, фронтовик-капитан, декан факультета института
|
1958 | Человек с планеты Земля |
Пётр Петрович Бабурин
|
1963 | Каин XVIII |
первый министр короля Каина XVIII
|
1970 | Хуторок в степи |
Пётр Петрович Бачей
|
С начала 50-х годов, Любимов исполнил ещё 8 ролей в различных картинах: «Белинский», «Прощай, Америка!», «На подмостках сцены», «Город зажигает огни» и другие. После этого, Юрий Петрович решил полностью посвятить себя театру и в кино больше не снимался.
Личная жизнь
Харизматичный сердцеед и любимец женщин, он никогда не был обделён вниманием прекрасного пола. Во время прохождения воинской службы в ансамбле НКВД, молодой Юрий знакомится с балериной Ольгой Ковалевой.
После войны влюбленные узаконили свои отношения, а в 1949 стали счастливыми родителями сынишки по имени Никита. Но брак был недолгим, Ольга закрутила роман с дирижёром Юрием Силантьевым.
Супруги развелись, сын остался с матерью. В 1960-х годах, Любимов начинает совместную жизнь с примой вахтанговского театра – Людмилой Целиковской.
Они были знакомы ещё со времён учебы в театральном училище, затем вместе снимались в фильме «Беспокойное хозяйство». Прожили они вместе 15 лет, и в 1976 году расстались после того, как режиссёр познакомился с переводчицей из Венгрии Каталин Кунц.
В 1978 году 60-летний Любимов и 32-летняя Кунц официально зарегистрировали свои отношения. Спустя год, в семье появился сын Пётр. Близкие друзья семьи говорят, что именно благодаря супруге Юрий Петрович прожил долгую и насыщенную жизнь.
Осенью 2012 года драматург начал испытывать боли в области сердца. Курс терапии оказался бессмысленным, и 30 октября Любимов впал в кому. Но уже через сутки он пришёл в себя, а через месяц был выписан из стационара.
Маэстро заранее расписал сценарий своих похорон: никаких пафосных речей и причитаний, прощание из стен Театра им.Вахтангова, его любимые картины на заднем плане и музыка композитора В.Матрынова, с которым он много работал.
Все пожелания были учтены до самых мелочей. С легендой пришли проститься тысячи людей. Похоронен он на Донском кладбище г.Москвы рядом с родителями.