Многие знают, что известный актер Иван Охлобыстин – отец семерых детей и примерный семьянин. Но мало кому известно, что его любимая и единственная жена, скромная и благочестивая матушка Ксения не всегда была такой тихой и смиренной.
Известная 80-е годы актриса Оксана Арбузова до встречи с Охлобыстиным (или, как она сама говорит, «до нашей эры»), была далеко не паинькой.
Жизнь до эры Охлобыстина
Оксана Арбузова родилась 24. 04. 1973 года в семье папы-геолога и мамы-юриста. Родители много работали, и детей отправляли на пятидневку в загородный детский сад. Старшая сестра Лена заливалась слезами, сидя в автобусе. Оксана переживала боль расставания с родителями молча.
Нехватка родителей в раннем детстве породили болезненную привязанность Оксаны к отцу и матери. Особенно к матери. Когда, из-за детских шалостей мама переставала разговаривать с Оксаной, для девочки это становилось немыслимой пыткой. Она сразу во всем сознавалась, раскаивалась и просила прощения.
В своей статье «Оксана Охлобыстина. Ребро Ивана» она вспоминает, что мама и папа никогда не ссорились, по крайней мере, дети никогда этого не видели.
Именно поэтому Оксана с детства мечтала о семье, о детях. О том, кем она будет по профессии, сильно не задумывалась. Хотела быть учительницей, врачом, никогда – актрисой.
Тот факт, что она стала актрисой, Оксана объясняет своеобразно: «Но я стала актрисой для того, что бы встретиться с Охлобыстиным». Волею случая, который, по словам все той же Арбузовой — «язык Бога», она стала заниматься в театральном кружке.
Она ходила туда не для того, что бы стать актрисой, а лишь из-за ощущения настоящей семьи, ценность которой она осознала еще в раннем детстве. В одном из спектаклей ее заметил кинорежиссер Леонид Белозорович, и пригласил Оксану на роль гимназистки в фильме «Катенька». Ей было тринадцать. Этот фильм прошел скромно, но Оксана вспоминает его как светлый, чистый фильм, которого она не стыдиться и с удовольствием показывает детям.
Еще одни фильм, «Наваждение» режиссера Николая Стамбулы так же прошел незамеченным. Но на съемках Оксана показала свой характер. В Саратове актриса захлопнула дверь своего гостиничного номера. Творческие люди, беспомощные перед любыми бытовыми трудностями, принялись суетиться, искать администратора.
Тем временем Оксана из соседнего номера, по балкону, перелезла в свой номер, и открыла дверь. Этот случай настолько впечатлил Стамбулу, что он рекомендовал Арбузову на роль Аварии своему другу, режиссеру Туманашвили.
Фильм «Авария, дочь мента» прогремел на весь СССР. По сценарию, главная героиня – Авария, неформалка, дочь работника милиции, вечно попадающая в самые скандальные истории. Апогей истории в том, что бунтарку Аварию изнасиловала группа мажоров.
Ее отец (которого сыграл блестящий актер Александр Ильин) отомстил за дочь, с которой не мог найти даже пары общих слов. Машина мажоров улетела в пропасть, отца-мента арестовали.
Последние кадры показывают осознание Аварии, она бежит к отцу, который уже в наручниках, с немым криком: «Прости меня, папочка!».
Эта драма об отношении двух поколений на рубеже эпох сделало Оксану Аарбузову звездой. Интересно, что роль Аварии изначально предлагали Наталье Гусевой, сыгравшей в свое время очаровательную Алису Селезневу в фильме «Гостья из будущего». Наталья отказалась из-за сцены группового изнасилования, не желая портить чистый образ девочки, в которую были влюблены все школьники 80-х.
Так или иначе, на шестнадцатилетнюю школьницу свалилось бремя славы. Она сама говорит, что была не готова к такому испытанию. На каждом шагу ее узнавали: «Смотри, Авария, Авария!». Ее огромные портреты висели в центре Москвы, и крышу сносило по-полной программе. Как признается сама Оксана, грех лицедейства в том, что из героя, которого ты играешь, что-то проникает и в актера.
Она испытала это на себе в полной мере. Она стала грубить соей матери, своей любимой, болезненно любимой матери. Для нее не существовало в тот момент авторитетов, ей казалось, что она все знает лучше, во всем разберется проще. Как она признается, от Аварии ей досталась агрессия и неприятие прописных истин.
Она перестала уделять должное внимание учебе, и все учителя, знавшие Оксану как прилежную и способную ученицу, были в шоке. Вместо двоек ей ставили большие нули, и писали в дневнике: «Упала с печки», «Летает в облаках».
В школу-студию МХАТ она блестяще сдала «актерское мастерство», но общеобразовательные предметы провалила. Олег Табаков, рассмотрев очевидный талант, был готов взять ее вольным слушателем.
Но, Сергей Соловьев как раз добирал в этот момент в АРС (актерско-режиссерскую группу), и, не смотря на «двоечное» сочинение, режиссер ее принял. Говорят, что ее сочинение специально кто-то переписывал.
Учеба в ВУЗе шла так себе, Оксана с удовольствием ходила только на актерское мастерство. «К четвертому курсу я накопила такое количество «хвостов», что когда на доске вывесили листок, где их обнародовали, это были «рельсы в два ряда». Она была на грани отчисления. Но ее не отчислили. Оксана ушла сама. На четвертом курсе она встретила Охлобыстина.
«Де-ко-ация» для тотемного божества
В момент, когда Оксана встретила своего будущего мужа, она переживала глубокую депрессию. Депрессия была продолжительной, она началась со второго курса института. Она перестала сниматься. Отказывалась от предложений, или просто нагло не являлась на пробы. Она уже хлебнула славы, и этот напиток не принес ей радости.
Она сутками валялась на кровати, раздражалась, хамила, все окружающие отвернулись от нее. Это уже была не «авария», а «катастрофа», как говорит сама Арбузова в своей исповедальной статье. Все друзья отвернулись от нее в тот момент.
Арбузова признается, что была готова к реальному суициду в то время. И только встреча с Охлобыстиным дала ей возможность увидеть новую жизнь. При этом она без сожаления рассталась со старой. «Актриса Оксана Арбузова умерла. Виной тому Иван Охлобыстин. Я соучастница».
Они познакомились во время аккредитации на Московский кинофестиваль. Оксана описывает первую встречу так: «Я, кивая во все стороны знакомым, иду по лестнице вверх. Он — вниз. Видит меня, я — его. И звук вдруг выключили.
Как в замедленной съемке, мы продолжаем идти навстречу, ступенька за ступенькой, смотрим друг на друга — глаза в глаза. Поравнялись, не остановились, не заговорили. Но взгляды сцепились намертво.
У меня шея вслед за взглядом разворачивается на сто восемьдесят градусов, у него шея разворачивается на сто восемьдесят градусов, каждый движется по своей траектории: я — наверх, он — к выходу. И — бац! — дверь хлопнула его по голове. Я рассмеялась. А он крикнул: «Ты будешь моей!».
В тот же вечер, после празднования аккредитации в культовом клубе «Маяк», Иван предложил Оксане руку и сердце. И депрессия отпустила. Или она отпустила депрессию. Все стало вдруг просто и понятно.
Чувство, подаренное им, было настолько необычным, новым и жизненным, что они оба испугались, что потеряют его. Странно, но эти далеко не святые, а, скорее, грешники, поспешили в церковь, что бы сохранить этот удивительный дар. Они постились, исповедовались и причащались. Это давалось с трудом, потому как сою жизнь особо греховной никто и не считал.
В 1995 году они венчались. Родители с обеих сторон дали свое благословление. Была и свадьба, в ресторане МХАТа, но Оксана вспоминает ее без особого трепета. Только стоя перед алтарем она поняла, что «он – мой».
Все деньги, которые они получили в подарок на свадьбу, они отдали какому-то майору милиции. На оставшиеся Иван купил все самое необходимое для молодоженов: собаку редкой породы блад-хаунд, фонтан и бильярдный стол. Как пишет Оксана: «Жить мы умели».
Арбузова никогда не принимала собственного решения завязать с актерской карьерой, просто так получилось.
Предложения поступали, только Оксана в этот момент оказывалась почему-то беременной. Ее звал на одну из главных ролей Валерий Тодоровский в «Страну глухих», были и другие предложения, но понемногу они сошли на нет. Рожать и воспитывать детей от любимого для Оксаны оказалось интересней.
Хотя все это не так просто. После рождения первенца Оксана чувствовала, что совершенно не готова быть матерью. Анфиса орала и днем и ночью, а мама боялась ее пеленать, что бы не сломать, не повредить. Впечатлительную мамочку запугали разными диагнозами, и она была сама близка к истерике. Именно тогда и появилась эта волшебная фраза: «Я спасу тебя, любимая!».
Именно Иван взял на себя все заботы о первой дочери. Пеленал, подмывал, купал, лечил. «Такому мужу можно и семерых родить», — мелькнула тогда у Оксаны мысль. И не зря. Именно столько сегодня детей у Охлобыстиных.
Их жизнь была непростой и тернистой. После одной из исповедей Охлобыстин услышал от батюшки: «Не удивляйся, сын мой. Ты однажды станешь священником». Образ жизни тогдашнего Ивана был далек от святости. Однако, так и случилось. Иван Охлобыстин был рукоположен в Узбекестане в дьяконы. Это произошло на Рождество.
Полгода прослужив в Узбекистане, и снискав любовь и благодарность паствы, отец Иоанн вернулся в Россию. Он начал служение в приходе отца Дмитрия Смирнова.
Сниматься в кино ему разрешил патриарх Алексий. Семья очень нуждалась, и батюшки решили – пусть лучше снимается, чем впадает в отчаяние.
На время его съемок он лишается и своего облачения, и возможности благословлять паству. И еще много чего. Матушка Ксения болезненно С одной стороны – необходимость кормить всех своих Богом данных деток. С другой – несбывшиеся мечты о смиренной православной жизни отца Иоанна и матушки Ксении. Однако даже этот выбор матушка Ксения (она иначе не называет себя) воспринимает как испытание. И верит, что Господь даст ей и ее семье то, о чем она так молится.
И пусть ее мужа заносит в светские соблазны, она готова быть просто «де-ко-ацией», лишь бы мечта сбылась – стать основой своего Иоанна, его ребром.