Алексей Баталов

День рождения: 20.11.1928-15.06.2017

Город: Владимир

Семья: был женат

Официальные страницы

Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/…
Кинопоиск: kinopoisk.ru/name/174287

Фотогалерея

Биография

Баталов Алексей Владимирович – кумир целой эпохи, известный и талантливый советский и российский актёр театра и кино, сценарист, педагог, кинорежиссёр, мастер художественного слова (чтец), общественный деятель и Народный артист.

Детство и юность

Родился Алексей в театральной семье. Родители и почти все родственники работали в Московском художественном академическом театре. Его отец и мать познакомились, когда были ещё очень молодыми. Отец, Баталов Владимир Петрович (1902-1964 годы жизни), был из Москвы, а мать, Ольшевская Нина Антоновна (1908-1991 годы жизни), из Владимира.

В 17 лет она приехала в Москву, где училась мастерству актёра в студии при Художественном театре у самого Станиславского (руководителя курса). В 18 лет она вышла замуж за актёра Владимира Баталова. Всё раннее детство Алёши было связано с театром, до пятилетнего возраста мальчик постоянно там находился. Рос среди декораций, загримированных артистов, кулис, бесконечных репетиций и представлений.

С детских лет Алёша знал, что театр и актёрство является его судьбой. Других вариантов в выборе профессии он даже никогда и не рассматривал. Сцена театра заменяла ему детские площадки и песочницы.

В 30-е годы родители разошлись. В 1933 году мать Алексея вышла замуж, с пяти лет мальчик рос в семье писателя, драматурга, сценариста Ардова Виктора Ефимовича (1900-1976 годы жизни). Отчим заботился об Алёше, как о родном сыне, воспитывал из него высокоморального человека. После развода Алексей общался со своим отцом, так как тот продолжал жить и работать в Москве, сотрудничая со Станиславским.

В Москве семья Ардовых жила в Доме писателей на Ордынке. Постоянными гостями семьи были звёзды кино и великие писатели. Эти встречи с различными литературными деятелями очень повлияли на развитие и формирование Алёши, на его отношение к будущей жизни. Среди частых гостей в их доме были Мандельштам, Зощенко, Пастернак, Бродский и многие другие.

Самым частым гостем была Ахматова Анна Андреевна, которая была подругой матери. Она часто у них гостила, во время её приезда Алёша всегда уступал ей свою комнату. Анна Андреевна на всю жизнь осталась для мальчика примером жизненной стойкости и мужества.

Война, начавшаяся в 1941 году, очень повлияла на формирование новых жизненных взглядов Алексея. Этот период Алёша провёл в эвакуации в Татарии, где его мать создала свой театр, продолжая заниматься любимой работой. Сын помогал матери, играл свои первые небольшие роли в спектаклях. Часто выступали в военных госпиталях для тяжело раненных солдат, которые защищали родину.

Из Москвы Алёша уезжал тринадцатилетним подростком, вернулся юношей, повидавшим, что такое война и горе. В эвакуации Алёша многому научился: рубить дрова, разбираться в печах и многое другое.

После школы Алёша с матерью вернулись в Москву. В городе он окончил школу рабочей молодёжи, а после поступил в Школу-студию МХАТ имени Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени Горького. Алексей всегда считал, что стать артистом ему написано на роду.

Учился молодой человек в мастерской Народных артистов, актёров и театральных режиссёров Блинникова Сергея Капитоновича (1901-1969) и Станицына Виктора Яковлевича (1897-1976), который был дядей Алексея. В вузе старался вести себя скромно.

Несмотря на знаменитую фамилию Алексея и его родственников, к юноше преподаватели предъявляли высокие требования, и он старался им соответствовать. Стремился доказать, что сам чего-то стоит, несмотря на знаменитых родственников-артистов. В 1950 году Алексей окончил театральный вуз, став дипломированным актёром. Его диплом подписала сама жена Чехова, признав талант молодого человека.

Профессиональная деятельность

После окончания Школы-студии МХАТ, Алексея призвали в ряды армии, которую он отслужил работником сцены и актёром в Центральном театре Советской Армии. Там он прошёл срочную службу в течение трёх лет. С 1953 по 1956 год работал в составе труппы во МХАТе, в спектаклях был задействован мало. На тот момент на сцене театра играли девять прямых родственников Алексея. В 1956 году он уволился, занявшись работой на «Ленфильме», где трудился как актёр и режиссёр.

Актёр дебютировал в кино ещё в школьные годы, в 1944 году, снявшись в военно-патриотической драме «Зоя» о партизанке Космодемьянской «Зоя» режиссёра Лео Арнштам. В фильме Алексей сыграл эпизодическую роль – одноклассника Зои и редактора стенгазеты.

Следующий раз актёр снялся только через десять лет, после работы в театре Советской Армии. В 1954 году он сыграл главную роль Алексея Журбина (рабочего-клёпальщика) в драме «Большая семья». Режиссёром кинокартины был Иосиф Хейфиц, с которым он дальше продолжил сотрудничество, снимаясь в его фильмах: «Дело Румянцева» (1955, шофёр-дальнорейсовик Саша Румянцев), «Дорогой мой человек» (1958, врач Устименко Владимир Афанасьевич), «Дама с собачкой» (1960, Дмитрий Гуров), «День счастья» (1963, врач скорой помощи Александр Берёзкин). Во всех фильмах режиссёра артист исполнял яркие главные роли.

Актёр всегда старался тонко и терпеливо раскрывать все свои максимальные возможности как актёра, исполняя роли. Он часто играл героев, которые были интеллигентными и тонкими людьми, со свойственной сдержанностью и внутренней силой духа. Уже первые роли принесли актёру признание среди зрителей. Все трюки в кино всегда выполнял сам, без дублёров (по этой причине периодически травмировался).

Слава пришла к актёру вместе с фильмами «Летят журавли» в 1957 году, роль Бороздина Бориса и «Москва слезам не верит» в 1979 году, роль слесаря из НИИ Георгия.

Эти эмоциональные фильмы произвели фурор среди зрителей, его герои стали гордостью советского кинематографа. Его называли Героем нашего времени. Фильм «Летят журавли» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале. Картина «Москва слезам не верит» получила высшее мировое признание – премию «Оскар».

Всего Алексей снялся в более чем 30 кинокартинах. В течение всей жизни актёр часто сам отказывался от ролей в кино. Для актёра сниматься в кино было, как идти в разведку. Не каждому он мог довериться. Никогда не изменял себе, стремился быть никому не обязанным.

Всегда придирчиво относился к выбору ролей и долго к ним готовился. Артист по жизни был окружён всенародной любовью зрителей. Среди его многочисленных фильмов были:

  • «Девять дней одного года»;
  • «Три толстяка»;
  • «Чисто английское убийство»;
  • «Звезда пленительного счастья»;
  • «Скорость».

В 60-е годы Алексей увлёкся режиссёрской работой. Снял картины «Шинель», «Три толстяка» (совместная работа), а также «Игрок». Писал сценарии и принимал участие в радиопостановках. Также занимался озвучиванием: с 1974 по 2004 – мультфильмов, с 1985 по 2005 – художественных фильмов, а с 1967 по 1999 документальных картин.

С 1975 года Алексей занялся преподавательской деятельностью, обучая студентов ВГИКа актёрскому мастерству. С 1979 года стал профессором, а в 1989 году – заведующим кафедры актёрского мастерства в театральном вузе. Выпустил семь курсов, на которых был мастером, передавая знания будущим поколениям. Был требовательным педагогом, который обучал своих студентов тому, что роли в кино всегда должны учить и совершенствовать общество.

Артист был высоко оценён высшими и общественными званиями, премиями и наградами. Много лет являлся секретарём Союза писателей, работал в Советском комитете защиты мира, в Фонде мира, Ассоциации «Родина». Был президентом парижского киноклуба «Жар-Птица», был почётным членом благотворительных организаций и членом попечительского совета, несколько лет был президентом кинофестиваля «Московская премьера».

Последней работой, в которой снялся актёр, был фильм-мюзикл «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» (2006, камео) режиссёра Эльдара Рязанова. В январе 2017 года актёр сломал шейку бедра на правой ноге, через месяц ему сделали операцию, но восстановиться ему так и не удалось. Утром 06.06. 2017 года артист скончался во сне. Похоронен актёр на Преображенском кладбище рядом с матерью.

Последние годы актёр писал мемуары. Никогда не жаловался на жизнь, ведь он прожил яркую, достойную и интересную жизнь. В течение жизни принимал участие в 80 разных проектах. Его планка в кинематографе всегда была очень высока.

Личная жизнь

С детства с противоположным полом всегда был робким. К незнакомкам никогда не смог бы подойти. Его первой женой стала подруга детства Ротова Ирина Константиновна (1928-2007), с которой был знаком с 12 лет. Они были соседями по даче в писательском посёлке на Клязьме. Вместе дружили, общались, бегали в общей компании. Война их на время разлучила.

Первая жена Алексея Баталова

В 16 лет они снова встретились у общего друга и у них вспыхнули взаимные чувства. Девушка была небольшого роста, озорной, с тёмными волосами. В 16 лет они решили пожениться. Родители были в шоке, так как они ещё учились в школе, нигде не работали, и для совместного проживания не было жилья. Официально оформили отношения через два года, в 1948 году.

В 1950 году у них родилась дочь, которую назвали Надеждой. Дочь появилась на свет в период карьерного роста артиста. На семью у Алексея не оставалось времени. Также появлялись постоянно сплетни о романах актёра. При этом Ирина считала актёрскую профессию несерьёзной. В 1953 году они расстались. С дочерью актёр отношений не поддерживал. Надежда окончила вуз по специальности иностранные языки и теперь работает переводчиком. У актёра также от старшей дочери есть внучка Екатерина и правнучка.

Второй женой артиста стала потомственная цирковая артистка Леонтенко Гитана Аркадьевна (1935 года рождения). Она с четырёх лет работала в цирке, выполняя различные опасные номера. Алексей увидел девушку на арене и влюбился. Периодически они несколько лет встречались без обязательств, в 1963 году оформили брак.

Союз был крепким и счастливым, омрачило его только внезапная болезнь только что родившейся дочери Марии (1968). Из-за ошибки врачей девочка родилась с диагнозом детский церебральный паралич. Лечение дочери не помогло, она осталась на всю жизнь инвалидом-колясочником. Гитана ушла с работы и посвятила себя ребёнку. Алексей тоже отгородился от друзей, перестал почти сниматься в кино, посвятив себя жене и дочери.

Несмотря на трудные жизненные обстоятельства, Мария очень талантлива и мужественна. Впоследствии ей удалось выучиться во ВГИКе по специальности сценарист. Стала заниматься благотворительностью, а также членом союза писателей.

В 2003 году была опубликована первая её книга «Сирень верности». В 2007 году по её дипломному сценарию был снят фильм «Дом на английской набережной». На данный момент Мария продолжает заниматься литературными трудами: писать сценарии и детские сказки.

Интересная информация

  • Артист называл себя в последние годы человеком неандертальской эпохи. Считал Сталина убийцей и бандитом, во время его правления было репрессировано много его родственников.
  • Анна Ахматова подарила Алексею его первую машину.
  • В советское время не состоял в партии, так как считал это сборищем убийц и злодеев. Отказывался играть Ленина, читать «Малую Родину» Брежнева по радио. Не стал подписывать письмо о вводе советских войск в Чехословакию.
  • В 2014 году был за воссоединение России и Крыма, так как считал, что это правильно.
  • Актёру по жизни везло на хороших людей. С ним случались какие-то чудеса и невероятные судьбоносные встречи.
  • У Алексея есть два брата: Ардов Михаил Викторович (1937 года рождения), протоирей, писатель и публицист, а также Ардов Борис Викторович (1940-2004), режиссёр, актёр театра и кино.
  • Актёр никогда не работал ради денег, был ограничен в финансовых возможностях. Трудился ради искусства и капитала не нажил. Никогда не пил из-за болезни печени, полученной во время войны.
  • С 13 лет начал курить и делал это до последних дней, несмотря на проблемы с сосудами, от чего у него часто кружилась голова. Начал курить во время войны, чтобы заглушить голод, так делали на то время очень многие.
  • В начале 60-х годов актёр заболел (туберкулёз глаз), ему были противопоказан свет софитов. Лечился в Крыму. Несмотря на эти проблемы всё равно периодически снимался в кино.
  • В последние годы писал книги «Судьба и ремесло» и «Диалоги в антракте», а также мемуары.

Фильмы Алексея Баталова

Год Название Роль
1954 Большая семья
Алексей Ильич Журбин
1955 Дело Румянцева
Саша Румянцев
1955 Михайло Ломоносов рыжий мужик
1955 Мать Павел Власов
1957 Летят журавли
Борис Фёдорович Бороздин
1958 Дорогой мой человек Владимир Афанасьевич Устименко
1959 Шинель эпизод
1960 Дама с собачкой
Дмитрий Дмитриевич Гуров
1961 Девять дней одного года Дмитрий Гусев
1963 День счастья
Александр Николаевич Берёзкин
1964 Свет далёкой звезды
Пётр Степанович Лукашёв
1966 Три толстяка
канатаходец Тибул
1966 В городе С. Шергов
1967 Седьмой спутник комиссар
1968 Живой труп
Фёдор Васильевич Протасов
1969 Внимание, черепаха!
дедушка Тани Самохиной
1970 Бег
Сергей Павлович Голубков
1971 Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина эпизод
1973 Возврата нет
Алексей Владимирович Егоров
1974 Чисто английское убийство доктор Ботвинк
1975 Звезда пленительного счастья
князь Сергей Петрович Трубецкой
1975 Рикки-Тикки-Тави Роберт Лоусон
1976 Гореть, чтобы светить Савин
1978 Поздняя встреча
Сергей Иванович Гущин
1979 Москва слезам не верит
Георгий Иванович (Гоша)
1983 Скорость
Игорь Владимирович Лагутин
1984 Время отдыха с субботы до понедельника Павел
1986 Зонтик для новобрачных
Дмитрий Павлович Красков
1986 Досье человека в «Мерседесе»
Сергей Владимирович Григорьев
1990 Похороны Сталина отец Жени
1991 Полтергейст-90
профессор Вильницкий
1998 Чехов и Ко (9-я серия «Рассказ госпожи NN»)
Пётр Сергеевич
2006 Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя камео