Биография
Алексей Учитель появился на свет в городе на Неве. С детских лет Леша знал почти все о механизмах производства кинокартин, поскольку его папа – Ефим Учитель, был одним из выдающихся советских режиссеров-документалистов.
Славу Учителю-старшему принес цикл документальных кинокартин о героической борьбе блокадного Ленинграда.
На берегах Невы
Леша многому научился у отца, который брал сына с собой на съемки. Когда Учителю-старшему приходилось ехать далеко от дома, Алексей шел на занятия в творческие мастерские в ближайшем от дома Дворце пионеров. Сначала он увлекался кинематографом, а потом обратил свое внимание на фотографию. Над выбором будущей профессии парень никогда не задумывался – пример отца был всегда перед ним.
Окончив школу в 1968 году, Алексей уехал в Москву, чтобы стать студентом ВГИКа. Для себя он присмотрел не престижный режиссерский факультет, а менее популярный операторский. Такое решение ему подсказал отец, считавший, что для мастерства кинорежиссера необходимо сначала увидеть мир кино глазами оператора. С первой попытки в вуз Учителя-младшего не приняли.
Он достойно прошел конкурсный отбор, но во время собеседования услышал от завкафедрой документального кино рекомендацию сначала отслужить в армии. Через два года метр обещал принять юношу без каких-либо экзаменов.
В ряды военнослужащих Алексей не пошел, а целый год проработал помощником оператора на студии документального кино. Следующим летом он снова подал документы во ВГИК, преодолел барьер из восьми экзаменов и стал студентом операторского факультета. В 1974 году, обладая дипломом о высшем образовании, Алексей Учитель вернулся в родной город и устроился на работу в местную студию документальных фильмов.
С 1977 года начался отсчет документальных фильмов, снятых Алексеем Учителем. Он откликался на все важные события в жизни страны и выпускал каждый новый фильм в среднем через два года после предыдущего.
Поворотным в его карьере стал 1986 год, когда режиссер в нескольких киноновеллах под общим названием «Рок» запечатлел жизнь полуподпольных музыкантов, решительно отказавшихся от формата советских ВИА. Из фильма зрители узнали о буднях Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука Виктора Цоя, Антона Адасинского. Как позже признался Алексей Учитель, общение с этими легендарными людьми позволило ему раскрепоститься в жизни и в творчестве.
Следующей значимой работой в режиссерской карьере Алексея Учителя стала лента «Обводной канал». Обводным каналом в Питере называют пять километров искусственно созданного водного пути, на берегах которого расположены различные заведения: духовная академия, дворцы культуры и три дома для психически больных людей.
Задумывая свой фильм, режиссер пытался донести зрителям идею о том, что трудно предположить, за какой именно стеной прячут сумасшедших.
От Жизели до Матильды
В средине 90-х годов Алексей Учитель впервые обратился к художественному кино. Произошло это благодаря стечению неких обстоятельств. Режиссер намеревался снять документальный фильм о жизни и судьбе выдающейся балерины Ольги Спесивцевой. Но на момент завершения съемок великая танцовщица, которая прожила долгую жизнь, умерла.
После этого трагического события Учитель решил поменять концепцию своего проекта и снять художественное кино. На главную роль в картину «Мания Жизели» он пригласил Галину Тюнину. Несмотря на то, что художественный фильм«Мания Жизели» был дебютным, он был тепло принят публикой и киноведами. Работу Алексея Учителя отметили призами нескольких престижных кинофестивалей.
Окрыленный успехом, режиссер с интересом стал рассматривать сценарии других игровых фильмов. Совместно со сценаристом Дуней Смирновой он снял такие фильмы, как «Дневник его жены» и «Прогулка». Затем порадовал поклонников кинематографа драмой «Космос как предчувствие» и военным фильмом «Пленный».
Вершиной творчества Алексея Учителя на данный момент киноведы считают драму «Край», в которой снимались Юлия Пересильд, Владимир Машков и Аньорка Штрехель. Фильм получил несколько «Золотых орлов», присутствовал в одной из номинаций «Золотого глобуса» и завоевал множество других наград.
В 2013 году режиссер обратился к творчеству русского писателя Захара Прилепина, экранизировав его криминальную повесть «Восьмерка». Одноименная драма не вызвала бурных споров у поклонников кино.
А вот следующий проект Алексея Учителя – историческая драма «Матильда» вызвала бурные споры и негодования еще до своего выхода на экраны. Режиссер приступил к экранизации сценария, сюжет которого разворачивается вокруг танцовщицы Матильды Кшесинской и будущего императора Николая II. Над фильмом работало целое созвездие популярных актеров: Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский, Ларс Айдингер, Евгений Миронов, Михалина Ольшанская, Сергей Гармаш.
В октябре 2017 года премьера фильма официально состоялась в России и в Латвии.
Две жены, четверо детей и селедка под шубой
Несмотря на скандал вокруг «Матильды», намного активнее поклонники кинематографа комментируют не последнюю режиссерскую работу Алексея Учителя, а его личную жизнь. Более тридцати лет режиссер прожил в браке с Кирой Саксаганской. В этом союзе появились на свет два сына, младший из которых, Илья, также окончил ВГИК и работает над своими первыми фильмами.
Старший Андрей – экономист по образованию. Кира Саксаганская долгое время была правой рукой режиссера в кинематографическом производстве и по нынешний день руководит киностудией «Рок» на берегах Невы.
Долгое время Учитель и Пересильд скрывали свои отношения, а Алексей Ефимович жил на две семьи, не разрывая брака с Саксаганской. Как оказалось позже, познакомились они на съемках фильма «Пленный» и не расстались после завершения работы над проектом. Подробнее о личной жизни пары можно почитать здесь.
С детских лет Алексей Учитель занимался разными видами спорта, но главным увлечением на всю жизнь стал для него футбол. В последнее время снять напряжение и привести себя в хорошую физическую форму режиссеру помогает игра в теннис.
На все скандалы вокруг своего имени Алексей Учитель старается не обращать внимания. Он адекватно воспринимает конструктивную критику и убежден, что и дальше будет снимать успешное кино. Надеется, что у сыновей все в жизни будет хорошо, что Аня вырастет профессиональной танцовщицей, а о Маше будут говорить, как о второй Марии Шараповой.
Фильмы Алексея Учителя
Год | Название |
1977 | Сто тысяч «я» |
1978 | Пуск. Портрет одного события |
1980 | Сколько лиц у дискотеки? |
1982 | Кто за? (Три эпизода на современную тему) |
1983 | Тебе доверена земля |
1983 | Акция |
1986 | Планета «Наташа» |
1988 | Рок |
1988 | Обводный канал |
1990 | Елы-палы, или Митьки в Европе |
1992 | Последний герой |
1993 | Баттерфляй |
1995 | Мания Жизели |
1997 | Элита |
2000 | Дневник его жены |
2003 | Прогулка |
2005 | Космос как предчувствие |
2008 | Пленный |
2010 | Край |
2013 | Восьмёрка |
2017 | Матильда |