Биография
Знаменитая актриса родилась в Ленинграде в декабре 1934 года. Мать Алисы – Ксения — была простой девушкой из Пскова, которая, переехав в Ленинград, сразу записалась на театральные курсы. Там она познакомилась со своим супругом – немецким актером Бруно Фрейндлихом. Так что маленькая Алиса с ранних лет росла в творческой атмосфере, и проявляла самый живой интерес к пению и актерству.
Перед началом Второй мировой войны Бруно Фрейндлих расстался с Ксенией и отправился с гастролями в Ташкент. А Алиса вместе с бабушкой и мамой осталась в Ленинграде. В тот период начались репрессии по отношению к немцам, и всех родственников по отцовской линии выслали за пределы Ленинграда.
В 1941 году Алиса пошла в первый класс, но уже через несколько дней ее родной город оказался в блокаде. Этот был самое тяжелое время в жизни девочки и ее семьи. Выжила она только благодаря бабушке, которая выдавала крошечные порции хлеба строго по часам.
Помимо сильнейшего голода мать актрисы чувствовала постоянное давление из-за своего брака с немцем. Ослабленная недоеданием и психологическим гнетом, после окончания войны Ксения с дочерью переехала в Эстонию.
В Таллине Алиса проучилась несколько лет. Затем она с матерью вернулась в родной Ленинград и восстановилась в своей прежней школе. Вскоре вернулся и отец девочки, но не один, а с новой семьей. Его жена в категорической форме запрещала видеться с дочерью от первого брака, и Бруно был вынужден тайком встречаться с Алисой.
Тяготы послевоенной жизни девочке помогало переносить ее увлечение театром. Она посещала театральный кружок под руководством известной советской актрисы Марии Призван-Соколовой. Талантливый педагог обратила внимание на способную ученицу и дала ей прекрасную подготовку. Благодаря ей Алиса с первой же попытки смогла поступить в Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского.
Театральная жизнь
Став дипломированной актрисой, Алиса начала работать в Драмтеатре им. Комиссаржевской. Начинающей актрисе пришлось несладко, ведь она могла играть только те роли, которые были не по душе примам этого театра. В дальнейшем Фрейндлих вспоминала свою работу в Драмтеатре с большой благодарностью, поскольку смогла пройти отличную школу жизни, закалить свой характер.
В 1961 году, набравшись необходимого опыта, Алиса перешла в знаменитый театр им. Ленсовета. Именно здесь талант миниатюрной (Рост Алисы Фрейндлих составляет всего лишь 153 см) актрисы был замечен и оценен по достоинству.
Карьера в кино
В 60-х годах Фрейндлих смогла себя хорошо зарекомендовать как многогранная театральная актриса, однако с работой в кино ей катастрофически не везло. Она никак не могла получить сколько-нибудь заметную роль, которая бы принесла ей популярность.
В дебютной киноленте «Неоконченная повесть» имя актрисы даже не значилось в титрах – настолько крошечной и малозначимой оказалась ее роль. Фрейндлих играла в эпизодах таких картин как «Полосатый рейс», «12 стульев», «Бессмертная песня» и многих других, однако мало кому она смогла запомниться. Ситуация изменилась лишь в 1974 году, когда актриса снялась сразу в нескольких картинах, ставших впоследствии очень популярными:
- «Соломенная шляпка»;
- «Принцесса на горошине»;
- «Агония».
Однако всенародную любовь Алиса Фрейндлих приобрела после выхода комедии «Служебный роман». Эльдар Рязанов видел в роли строго деспотичного директора только Алису Бруновну, и ему пришлось долго уговаривать театрального режиссера Игоря Владимирова разрешить актрисе приступить к съемкам в его проекте.
Чтобы не пострадала работа в театре, Фрейндлих была вынуждена разучивать новую роль по ночам. Однако ее старания многократно окупились: буквально на следующий день после выхода картины актриса проснулась знаменитой на весь Советский Союз.
Она переманила походку и жестикуляцию деловых женщин своего времени, нашла подходящий костюм. Результат оказался столь ошеломляющим, что в течение многих лет ее героиня была олицетворением «серой мышки», зацикленной на работе и с проблемами в личной жизни.
Следующая работы Фрейндлих также стала очень удачной. В популярной экранизации А. Дюма «Три мушкетера» ей досталась роль королевы Анны, с которой актриса справилась просто блестяще.
В 80-х годах прошлого столетия в творческой биографии выдающейся актрисы произошли существенные перемены. В 1981 году ей присудили звание Народной артистки СССР. Спустя пару лет она перешла в Большой драмтеатр им. М. Горького, в котором ей довелось сыграть немало значимых ролей.
После распада Союза в карьере Алисы Бруновны, как и у большинства ее коллег, наступил период застоя. В 1993 году на экраны вышло продолжение полюбившейся многим истории про мушкетеров, однако оно оказалось гораздо менее популярным, чем первая часть.
Зрители смогли вновь полюбоваться игрой талантливой актрисы лишь в 2004 году, когда в прокат вышел фильм «На Верхней Масловке». Образ престарелой скульпторши настолько хорошо удался Анне Бруновне, что принес ей вторую «Нику». Спустя несколько лет Фрейндлих сыграла в картинах:
- «Марево»;
- «Васильевский остров»;
- «Полторы комнаты.
В 2014 году в прокат вышла очень трогательная кинолента, в которой Алиса Бруновна сыграла одну из центральных ролей. В «Линии Марты» показана история, которая произошла еще в блокадном Ленинграде, и продолжает развиваться в современном Санкт-Петербурге.
Последующие пару лет в творческой биографии актрисы вновь наступило затишье, которое уступило место громкому триумфальному возвращению. В 2017 году актриса блистательно сыграла роль престарелой балерины, преподавательницы классической хореографии в картине «Большой», посвященному непростой балетной жизни.
За все годы творческой деятельности Фрейндлих сыграла более сотни ролей в театре и кино. При этом диапазон ее амплуа впечатляет: актриса в равной степени талантливо изображала мальчиков-подростков, домохозяек и роковых женщин. На счету выдающейся российской актрисы 16 различных премий, как государственных, так и национальных, также в ее «копилке» находится и пять орденов.
Алиса Бруновна считает себя театральной актрисой. Ею было сыграно много знаковых ролей в замечательных постановках, однако ее мечта сыграть булгаковскую Маргариту так и осталась неосуществленной. Жалеет актриса и о том, что недостаточно много играла в постановках произведений столь любимого ею Достоевского.
Особенно ею любимы произведения Цветаевой и Ахматовой, а самой большой популярностью у поклонников ее таланта является декламация произведения Роберта Рождественского «Монолог женщины».
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
1955 | Неоконченная повесть |
эпизод; в титрах не указана
|
1955 | Таланты и поклонники | эпизод |
1957 | Бессмертная песня |
гимназистка; в титрах не указана
|
1958 | Город зажигает огни | Зина Пичикова |
1959 | Повесть о молодожёнах | Галя |
1961 | Полосатый рейс | буфетчица |
1964 | Фро | Наташа Букова |
1965 | Первый посетитель | Таня |
1965 | Похождения зубного врача | Маша |
1966 | 12 стульев |
Эллочка-Людоедка
|
1966 | Три толстяка |
Суок; озвучка в некоторых эпизодах
|
1967 | Его звали Роберт |
исполнение песни
|
1968 | Город и песня | певица |
1968 | Любить… | Аня |
1969 | Вальс | Маруся |
1969 | Вчера, сегодня и всегда |
жена подсудимого
|
1969 | Семейное счастье |
Анна Семёновна Капитонова
|
1969 | Великие холода | мама; озвучка |
1970 | Тайна железной двери |
Люся Рыжкова, мама Толика
|
1972 | Моя жизнь | Полознева |
1973 | Исполняющий обязанности |
Евгения Синеграч
|
1973 | Мелодии Верийского квартала |
Алиса Аквамаринская
|
1974 | Анна и Командор | Анна |
1974 | Соломенная шляпка |
баронесса де Шампеньи
|
1975 | Агония |
Анна Александровна Вырубова
|
1976 | Всегда со мною… | Таня Ильина |
1976 | Принцесса на горошине | королева-мать |
1976 | Голубой щенок | щенок; озвучка |
1977 | Служебный роман |
Людмила Прокофьевна Калугина (Мымра)
|
1977 | Поезд памяти | озвучка |
1978 | Д’Артаньян и три мушкетёра |
королева Анна Австрийская
|
1978 | Старомодная комедия |
Лидия Васильевна Жербер
|
1978 | Комедия ошибок | Лиз; озвучка |
1979 | Сталкер | жена Сталкера |
1980 | Сергей Иванович уходит на пенсию | Наташа |
1980 | Три года |
Полина Рассудина
|
1980 | Разлучённые | озвучка |
1981 | Опасный возраст |
Лилия Ивановна Родимцева
|
1981 | Спасибо за нелётную погоду |
Имя персонажа не указано
|
1982 | Два голоса | Екатерина |
1982 | Пятый десяток |
Екатерина Александровна Ёлочкина
|
1983 | Клетка для канареек | мать Олеси |
1984 | Жестокий романс |
Харита Игнатьевна Огудалова
|
1984 | Успех |
Зинаида Николаевна Арсеньева
|
1985 | Простая смерть |
Прасковья Фёдоровна
|
1986 | Прости |
Елизавета Андреевна
|
1986 | Тайна Снежной королевы |
Снежная Королева
|
1987 | Чехарда |
Маргарита Васильевна Кудрявцева
|
1988 | Будни и праздники Серафимы Глюкиной |
Серафима Глюкина
|
1989 | Последний пылкий влюблённый |
все 3 женские роли
|
1992 | Мушкетёры двадцать лет спустя |
королева Анна Австрийская
|
1993 | Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя |
королева Анна Австрийская
|
1994 | Подмосковные вечера |
Ирина Дмитриевна
|
1994 | Охота |
Имя персонажа не указано
|
1995 | Исповедь незнакомцу |
Имя персонажа не указано
|
2002 | Женская логика |
Ольга Петровна Туманова
|
2002 | Женская логика 2 |
Ольга Петровна Туманова
|
2003 | Женская логика 3 |
Ольга Петровна Туманова
|
2004 | Женская логика 4 |
Ольга Петровна Туманова
|
2004 | На Верхней Масловке | Анна Борисовна |
2006 | Женская логика 5 |
Ольга Петровна Туманова
|
2008 | Васильевский остров | Анна Игнатьевна |
2008 | Марево |
Пульхерия Ивановна Товстогубиха
|
2008 | Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину | мама Бродского |
2009 | Возвращение мушкетёров |
королева Анна Австрийская
|
2014 | Бульварное кольцо |
Имя персонажа не указано
|
2014 | Линия Марты |
Марья Михайловна
|
2017 | Большой |
Галина Михайловна Белецкая, наставница Юли
|
2017 | Карп отмороженный | Людмила |
Личная жизнь
Первым супругом актрисы был Владимир Карасев, с которым она познакомилась еще во время учебы в театральном вузе. После свадьбы молодожены были вынуждены жить в одной квартире с мамой и бабушкой Фрейндлих. Однако студенческий брак не выдержал испытания бытовыми трудностями и вскоре распался.
Во второй раз Алиса Бруновна вышла замуж за руководителя Театра им. Ленсовета Игоря Владимирова. Эти отношения можно смело назвать служебным романом: режиссер был старше своей возлюбленной на 16 лет и многому научил ее как в житейском, так и в профессиональном плане. У супругов родилась дочь, которую они назвали Варварой. Однако рождение совместного ребенка не уберегло семью от развода.
В третий раз Фрейндлих попытала счастья с художником Юрием Соловьевым, с которым она прожила более десяти лет. Однако брак распался из-за скверного характера супруга: он не смог реализовать себя в творчестве, а успехи жены только злили его, из-за чего он регулярно устраивал скандалы.
Дочь Алисы Бруновны, Варвара, решила пойти по стопам матери и также стала актрисой. В настоящее время она играет с ней в одном театре. Фрейндлих находит большое утешение в двух внуках – Никите и Анне, в которых она души не чает.