Биография
Имя Бернардо Бертолуччи давно вписано в золотой фонд кинематографа. Он настоящий мэтр, гений своего дела, ленты которого были актуальны в день своего выхода в свет и остаются таковыми по сей день! Но какова его история?
Бернардо Бертолуччи родился в итальянском городе Парма. Его отец Аттилио был достаточно известным поэтом и кинокритиком, а мама Нинетта трудилась учительницей. Помимо знаменитого в будущем сына у пары подрастало еще два наследника Джованни и Джузеппе. Интересно, что все три брата связали свою жизнь с кинематографом.
Не трудно догадаться, что любовь в этому виду искусства всем привил именно отец. Он не стесняясь брал детей как на съемки, знакомя их с кулисами этой работы, так и на премьерные показы наиболее интересных фильмов. При этом надо отметить, что в детстве Бернардо не грезил о работе в кино, мальчика больше прельщала поэзия.
Более того, именно желание слагать стихи привело Бертолуччи в Римский университет, где он начал изучать философию. Здесь же он выпустил сборник «В поисках загадки», за которую даже был удостоен премии Виареджо. Но все же, как это ни странно, будучи студентом Бернардо постепенно отошел от этого увлечения и… начал снимать кино.
В 1957 году на любительскую 16-миллиметровую камеру он снял ленту «Канатная дорога». В следующем сезоне — картину «Смерть свиньи». К 1961 году мир кино настолько увлекает Бернардо что он критически удаляется от учебы. Есть и еще одна причина такого положения дел — юноша становится помощником на тот момент дебютанта итальянского кино Пьера Паоло Пазолини, который в это время снимает ленту «Аккаттоне». Интересно, что она считается одной из лучших в фильмографии этого не менее известного итальянского режиссера.
К 1962 году Бернардо Бертолуччи понимает, что готов к собственной серьезной работе. Для полного погружения в процесс юноша бросает университет и начинает съемки.
Так на свет появилась криминальная драма с нотами детектива «Костлявая смерть» или «Костлявая кума». Интересно, что сценарий к этому фильму Бернардо написал в соавторстве с Пазолини, а также с Серджо Читти. Важный факт: в последующем Бертолуччи сам или в тандеме с кем-либо написал сценарии ко всем своим лентам.
Вторым полнометражным игровым фильмом итальянского режиссера стала драма «Перед революцией», в котором он рассказал историю юного Фабрицио, который своеобразно бунтует против сложившегося вокруг него буржуазного общества. Многие отметили, что эта история — интерпретация романа известного французского писателя Стендаля «Пармская обитель». В 1966 году он Бертолуччи снимает короткометражку «Канал», а уже в 1967 выпускает сериал «Нефтепровод».
В 1968 году Бернардо Бертолуччи вновь берется за съемки фильма, который основан на литературном произведении. На этот раз выбор пал на повесть Федора Достоевского «Двойник», по которой режиссер снял картину «Партнер». Такой подход явно понравился Бертолуччи ведь через два сезона он… вновь снял фильм на основе романа.
В основу ленты «Конформист» легло одноименное произведение Альберто Моравиа. Эта история доктора Клеричи, который по заданию нацистов провел ликвидацию итальянского профессора-антифашиста, зацепила зрителей за живое. Но самое главное, что ее заметили критики. В Берлине фильм удостоился специальной награды журналистов и Премии международного евангелического жюри.
В США ленту же ленту включили в конкурсную программу «Золотого глобуса» и Оскара! Помимо этого на родине режиссера, в Италии, «Конформиста» наградили премией «Давид ди Донателло». Не трудно догадаться, что после всего этого Бернардо Бертолуччи стал знаменитым. Интересно, что и «Конформист» и другая картина 1970 года «Стратегия паука» были сняты режиссером в рамках так называемого итальянского политического кино. Им Бертолуччи искренне увлекся еще в шестидесятых.
Но все же по-настоящему всемирную известность итальянский режиссер получил после фильма «Последнее танго в Париже», который он снял в 1972 году. И причиной этого стал не тот фат, что в ленте снялись такие звезды как Марлон Брандо и Мария Шнайдер.
Просто Бертолуччи смог эффектно переплести элементы табуированной на тот момент эротики и философии, которые превратились в душещипательную мелодраму. Здесь нужно отметить, что в будущем Бернардо не раз обращался к ранее запретным темам. Например, в своих лентах он рассказывал о гомосексуализме. Критики высоко оценили смелость режиссера в «Последнее танго в Париже», выдвинув филь на Оскар, «Золотой глобус» и премию BAFTA.
С следующий раз на арену кинематографа Бернардо Бертолуччи вышел только в 1976 году. Именно в этом сезоне он выпустил фильм-эпопею «Двадцатый век», который охватывает половину того самого XX столетия. Правда серьезных номинаций и наград он не имеет. А вот картина «Луна» 1979 года боролась за «Золотой глобус», а лента «Трагедия смешного человека» (1981) получила «Серебряную премию» Каннского кинофестиваля.
В начале восьмидесятых Бернардо Бертолуччи переезжает в Великобританию. На новом месте, взяв за основу историю Китая, режиссер снимает ленту «Последний император» (1987). Канва фильма очень похожа на канву «Двадцатого века», но критиков это совершенно не смутило.
Они присвоили творению Бертолуччи невероятное количество наград — девять Оскаров, четыре «Золотых глобуса», «Сезар» и премию Европейской киноакадемии. Уже через три года режиссер вновь возвращается в конкурсную программу «Глобуса», на этот раз с приключенческой драмой «Под покровом небес», и вновь берет статуэтку! Интересно, что в основу этой ленты Бертолуччи положил уже африканский материал.
В 1993 году на экраны вышел «Маленький Будда» с Киану Ривзом в главной роли. Картина не впечатлила зрителей и даже промелькнула в номинациях «Золотой малины». После этого режиссер решает снять фильм на родине в Италии.
Этой картиной стала мелодрама «Ускользающая красота» (1995), которая поборолась за «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, но проиграла. Четыре последние картины Бертолуччи «Осажденные» (1998), «На десять минут старше: Виолончель» (2002), «Мечтатели» (2003) и «Ты и я» (2012) также не получили престижных наград, хотя и имеют своих поклонников среди зрителей.
Стоит отметить, что вклад Бернардо Бертолуччи в мировой кинематограф отмечен не только теми наградами, что описаны выше. Помимо всего прочего итальянец является обладателем почетного приза Каннского кинофестиваля и звезды на голливудской Аллее славы.
За свою долгую жизнь Бернардо был в официальном браке дважды. Первой супругой кинорежиссёра была итальянская актриса Адриана Асти. Они были вместе пять лет, супруга также отметилась ролью в фильме «Перед революцией».
Второй официальной спутницей жизни Бертолуччи стала режиссер и сценарист Клер Пиплоу. Эта пара прожила вместе сорок лет, вплоть до самой смерти Бернардо. Оба союза не принесли мэтру детей. Великий режиссер умер в 26 ноября 2018 года, но его творения будет жить вечно.
Фильмы Бертолуччи
Год | Название |
1962 |
Костлявая кума / La commare secca
|
1964 |
Перед революцией / Prima della rivoluzione
|
1967 |
Нефтепровод / La via del petrolio (телевизионный)
|
1969 |
Любовь и ярость (Эпизод «Агония») / Amore e rabbia (segment Agonia)
|
1970 |
Стратегия паука / La strategia del ragno
|
1970 |
Конформист / Il conformista
|
1971 |
Бедные умирают первыми / La salute è malata (документальный)
|
1972 |
Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi
|
1981 |
Трагедия смешного человека / La tragedia di un uomo ridicolo
|
1987 |
Последний император / The Last Emperor
|
1989 |
12 режиссёров о 12 городах (итал.) (эпизод «Болонья») / 12 registi per 12 città (segment Bologna) (документальный)
|
1990 |
Под покровом небес / The Sheltering Sky
|
1993 |
Маленький Будда / Little Buddha
|
1996 |
Ускользающая красота / Stealing Beauty
|
1998 |
Осаждённые / Besieged
|
2002 |
На десять минут старше: Виолончель (эпизод «История вод») / Ten Minutes Older: The Cello (segment Histoire d’eaux)
|
2003 |
Мечтатели / The Dreamers
|
2012 | Я и ты / Io e te |