Биография
Замечательного советского и литовского актера, театрального режиссера Донатаса Баниониса хорошо помнят поклонники отечественного кинематографа советских времен. Однако фильмы, в которых принимал участие актер, могут заинтересовать и современных киноманов.
Театральные вершины Баниониса
Донатас появился на свет в рабочей семье, однако, как утверждал позже артист, его родители обладали творческой натурой, хорошо пели и не отказывались от участия в рабочей самодеятельности. Возможно, артистическую жилку мальчуган получил в «наследство» от близких родственников.
Чтобы прокормить семью (а у Донатаса была еще старшая сестра), отец уехал на заработки в далекую Бразилию. В отсутствии кормильца Банионисам жилось несладко, зарплаты матери, работающей подсобницей в швейной мастерской, едва хватало на хлеб и на керосин для примуса. После возвращения отца из Бразилии семья распалась. Старшая сестра осталась с матерью, которая вскоре вышла замуж второй раз, а Донатас жил с отцом, которому никак не удавалось наладить личную жизнь.
Когда мальчуган повзрослел, то отправился учиться в художественно-ремесленную школу. Во время обучения в Первой ремесленной школе (парень учился по специальности «керамика», поскольку она не пользовалась таким большим спросом, как более престижная профессия слесаря) Донатас увлекся театральным искусством и с удовольствием занимался в драмкружке.
После прихода советской власти в Каунасе был создан профессиональный театр, который поручили возглавить Юозасу Мильтинису. Вскоре театр перебрался в Паневежис, а в 1941 году в этот город переехал и юный Банионис. С тех времен судьба «привязала» артиста к театру. Сначала Донатас окончил театральную студию при паневежиском Драматическом театре, затем почти шесть десятков лет играл на его сцене, а с 1980 по 1988 год даже возглавлял культурное учреждение.
Театр продолжил свою работу даже в условиях немецкой оккупации. Актеры разучивали новые роли и ездили на гастроли по всей Литве. Не тронула артистов и советская власть, вернувшись в Литву после разгрома немцев.
В послужном списке актера несколько десятков главных ролей в популярных спектаклях. Банионис запомнился зрителям в постановках «Севильский цирюльник», «Генрих IV», «Ревизор», «Жорж Данден», «Украденное счастье», «Лжец», «Чайка», «Смерть коммивояжера», «Соломенная шляпка», «Макбет», «Пляска смерти», «Любовные письма», «Самоубийца», «Дальше – тишина».
Из театра артист ушел в 2001 году, после того, как в Литве вступила в действие пенсионная реформа, согласно которой работающие пенсионеры могли получать либо зарплату, либо пенсию. Донатас Банионис выбрал пенсию.
Свой среди чужих, чужой среди своих
Долгое время актера не замечали создатели советского кино. Впервые на съемочной площадке он появился лишь в 1959 году, сыграв Даусу в кинофильме «Адам хочет быть человеком». Игра Баниониса настолько впечатлила режиссеров, что вскоре без его участия не обошлись съемки многих известных советских фильмов. Первым «звездным» проектом с литовским актером в главной роли стала драма «Никто не хотел умирать».
Сюжет фильма уносит зрителей в 1947 год, когда в литовских лесах прячутся противники советской власти, выходя ночью на свои темные дела. Один за другим убиты председатели четырех сельсоветов. После убийства старого Локиса его четверо сыновей клянутся отомстить за смерть отца. За участие в этом проекте Банионис получил главную награду Киевского кинофестиваля в 1966 году, а спустя год стал обладателем главного приза за исполнение той же роли на кинофестивале в Карловых Варах.
В послужном списке актера значатся такие культовые фильмы, как «Берегись автомобиля», «Операция «Трест», «Маленький принц». Однако, по мнению многих киноведов, свою лучшую роль актер сыграл в 1968 году, появившись на экранах в образе советского разведчика Константина Ладейникова в шпионском фильме «Мертвый сезон».
Представитель СССР, работающий на Западе под прикрытием, узнает, что в одном из научных центров в небольшом приморском городке работает военный преступник – доктор Хасс, проводивший во время войны испытания химического оружия на советских пленных. Задача разведчика – поквитаться с врагом, но как это сделать, если ты не знаешь его в лицо? В основе сюжета присутствуют подлинные факты, а прототипом Ладейникова стал Рудольф Абель.
Некоторые кинокритики убеждены, что не менее звездной в исполнении Баниониса стала роль психолога Криса Кельвина в научно-фантастическом фильме «Солярис». Андрей Тарковский, взявший на себя попытку экранизировать одноименное произведение Станислава Лема, постарался передать зрителям странные и загадочные события, происходящие на удаленной от Земли планете.
В главных ролях актер играл и в таких проектах, как военный фильм «Командир счастливой «Щуки» (образ Виктора Шеркниса); драма «Открытие» (академик Сергей Юрышев); фантастическая комедия «Бегство мистера Мак Кинли» (мистер Мак-Кинли); биография «Бетховен – дни жизни» (Людвиг ван Бетховен); шпионский фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (журналист Фердинанд Люс); вестерн «Вооружен и очень опасен» (Габриэль Конрой); детектив «Сумка инкассатора» (следователь Алексей Туляков); комедия «Приключения принца Флоризеля» («Клетчатый»); боевик «Крик дельфина» (психолог Бар-Маттай).
После распада СССР и возникновения нового литовского государства Банионис стал редким гостем в кинематографических проектах. На родине у актера часто брали интервью, награждали премиями, вспоминали былые роли, но в новые проекты почти не звали.
Чтобы окончательно не выпасть из обоймы киноактеров, Банионис соглашался на роли второго плана в белорусских проектах «Без улик», «Проклятый уютный дом», «Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических рассказах»; в российских сериалах «Ниро Вульф и Арчи Гудвин», «Новые приключения Ниро Вульфа».
В литовских фильмах актер принимал участие в драмах «Двор» и «Каунасский блюз». Последним фильмом, в котором снялся Донатас Банионис, стал литовский исторический фильм «Горячее сердце», в котором актер воплотился в Михаила Муравьева.
Сердечные дела актера
Личная жизнь актера связана лишь с одной женщиной – Оной Баненене. Будущие супруги познакомились в далеком 1947 году. Для Оны те времена оказались тяжелыми – ее отца, богатого литовского землевладельца, и старших братьев арестовали и выслали в Воркуту. Младшая Баненене училась в университете Вильнюса, но, предупрежденная о возможном аресте, уехала из литовской столицы в Паневежис.
Там под другой фамилией (Конкулявичюте) поступила на службу в театр, в котором работал Банионис. Однако бдительность правоохранительных органов не упала – девушке все так же грозил арест. Скорее из сострадания, чем от больших чувств, Донатас, отец которого был парторгом на предприятии, предложил Оне руку и сердце. Бок-о-бок они продолжали работать и в театре.
Старший сын, историк по образованию, умер от онкологической болезни в 1993 году, а младший окончил ВГИК и снимает рекламу и документальные фильмы на собственной киностудии.
Последняя любовь настигла актера в 2011 году, когда возле него объявилась давняя поклонница Ольга Рябинина, взяв на себя обязанности поварихи, домработницы, няни и близкой собеседницы. Донатас даже собирался узаконить эти отношения, но против такого решения восстали его близкие. Ольгу обвинили в попытке заполучить наследство, и Рябинина покинула дом Баниониса.
Летом 2014 года актер пережил клиническую смерть. Вернувшись в реальность, Банионис стал другим человеком. Он плохо воспринимал события и людей, которые его окружали, забывался и жил былыми воспоминаниями, проектируя их на суровую действительность.
В начале сентября того же года актера разбил инсульт и, не приходя в сознание, он умер в в одной из вильнюсских больниц 4 сентября. Донатаса Баниониса похоронили в уголке видных деятелей исскуств на Антакальнисском кладбище.
О жизни и судьбе великого актера снято несколько документальных проектов: «Донатас Банионис», «Другие миры Донатаса Баниониса», «Никто не хотел забывать. Будрайтис, Банионис и другие», «Донатас Банионис. Бархатный сезон», «Донатас Банионис. Я остался совсем один».
Фильмы Донатаса Баниониса
Год | Название | Роль |
1964 | Марш! Марш! Тра-та-та |
майор Чертополох (Варнапеша), правитель Центии
|
1965 | Никто не хотел умирать |
председатель Вайткус (озвучивал А. Демьяненко)
|
1966 | Берегись автомобиля |
пастор-покупатель
|
1966 | Маленький принц |
взрослый человек (озвучивал А. Демьяненко)
|
1966 | На глухом хуторе |
ксёндз (озвучивал А. Демьяненко)
|
1967 | Житие и вознесение Юрася Братчика | иезуит Босяцкий |
1967 | Операция «Трест» | Эдуард Стауниц, барон |
1968 | Мёртвый сезон |
Константин Тимофеевич Ладейников (озвучивал А. Демьяненко)
|
1969 | Красная палатка | Марияно |
1970 | Король Лир |
герцог Олбенский (озвучил А. Демьяненко)
|
1971 | Гойя, или Тяжкий путь познания |
Франсиско Гойя (озвучивал Г. Жжёнов)
|
1971 | Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина | Савва Морозов |
1972 | Командир счастливой «Щуки» |
Виктор Юозович Шеркнис, комиссар Щ-721 (озвучивал А. Демьяненко)
|
1972 | Солярис |
Крис Кельвин, психолог (озвучивал В. Заманский)
|
1972 | Капитан Джек |
Митя (озвучивал Р. Хомятов)
|
1973 | Открытие (Рукопись академика Юрышева) |
академик Сергей Матвеевич Юрышев (озвучивал А. Демьяненко)
|
1975 | Бегство мистера Мак-Кинли |
мистер Мак-Кинли (озвучивал З. Гердт)
|
1976 | Жизнь и смерть Фердинанда Люса |
Фердинанд Люс, режиссёр (озвучивал В. Заманский)
|
1976 | Мама, я жив (ГДР) | майор Маурис |
1976 | Бетховен |
дни жизни / Beethoven
|
1977 | Вооружён и очень опасен |
Габриэль Конрой (озвучивал А. Демьяненко)
|
1977 | Сумка инкассатора |
следователь Алексей Петрович Туляков (озвучивал И. Ефимов)
|
1978 | Кентавры |
Президент (озвучивал И. Кваша)
|
1978 | Цветение несеянной ржи |
Антанас Петрушонис
|
1978 | Особых примет нет |
Гартинг, Аркадий Михайлович (озвучивал В. Заманский)
|
1978 | Где ты был, Одиссей? |
Огюст Птижан / Леман («Одиссей»-«Странник»), советский разведчик (озвучивал А. Консовский)
|
1978 | Территория |
Илья Николаевич Чинков, директор
|
1979 | Приключения принца Флоризеля |
«Председатель», он же Ник Николс, он же «Клетчатый» (озвучивал А. Демьяненко)
|
1980 | Андрюс | Раупленас |
1980 | Молодость № 2 (новелла «Зелёная куколка») (короткометражный) | доктор Хартли |
1980 | Факт |
нацистский полковник Титель
|
1981 | Медовый месяц в Америке |
Алан (озвучивал А. Демьяненко)
|
1982 | Детский мир |
Михаил Петрович Распоркин (озвучивал А. Демьяненко)
|
1982 | Никколо Паганини |
Луиджи Джерми, адвокат (озвучивал П. Шелохонов)
|
1982 | Извините, пожалуйста! |
гость из Вильнюса (озвучивал А. Демьяненко)
|
1985 | Змеелов |
Митрич-Колобок
|
1985 | Грядущему веку |
журналист Рино Феличе
|
1986 | Крик дельфина |
Бар-Маттай, профессор, психолог
|
1987 | Загон |
Гарри Майлстоун
|
1987 | На исходе ночи | Эйман |
1987 | 13-й апостол | отец |
1989 | Вход в лабиринт |
Мазарди (озвучивал А. Демьяненко)
|
1989 | Вера |
Тяжкий путь познания / Vera
|
1990 | Живая мишень |
Павел Васильевич, он же «Хозяин»
|
1991 | Депрессия | «Старик» |
1991 | Пьющие кровь |
Семён Семёнович Теляев
|
1991 | Семь дней после убийства |
следователь (озвучивал Р. Панков)
|
1991 | Ятринская ведьма | воевода Корсак |
1992 | Без улик | инспектор |
1994 | Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах |
пан Твардовский, учитель
|
1996 | Анна | |
1998 | Проклятый уютный дом |
Губерт Ольбромский
|
1999 | Двор / Kiemas | старик |
2001-2002 | Ниро Вульф и Арчи Гудвин |
Ниро Вульф (озвучивал Г. Богачёв)
|
2002 | Только раз… |
Александр Янович
|
2004 | Каунасский блюз (короткометражный) | Альгис |
2004 | Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина |
Ниро Вульф (озвучивал Г. Богачёв)
|
2005 | Дети Ванюхина | Гаубих |
2005 | Персона нон грата | Харон |
2005 | Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко | Свенельд |
2005 | Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой | Свенельд |
2006 | Анастасия / Anastasia | отец доктора |
2007 | Ленинград | Тойво |
2011 | Горячее сердце / Fireheart: The Legend of Tadas Blinda |
Михаил Муравьёв
|