Биография
Михаил воспитывался в строгой, интеллигентной семье. Отец мальчика был военнослужащим, он всегда требовал от сына и супруги повиновения, послушания. Именно эта тирания довела мать Барышникова до самоубийства. В 12 лет будущая легенда балета стал сиротой. Вскоре глава семьи женился второй раз, к сожалению, в новой семье места замкнутому и стеснительному парню не нашлось.
Тяжелое детство
Единственной отдушиной Михаила были занятия в хореографическом училище, где он мог полностью раскрепоститься, отдаться любимому делу.
Несмотря на небольшой рост, юноша упорно выполнял тяжелейшие упражнения и все рекомендации своего спортивного наставника. Его старания не оказались тщетными, Барышникову удалось вырасти на целых 4 см.
По совету своих педагогов Юриса Капралиса и Валентина Блинова, Михаил продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище.
Переезд дался ему очень тяжело, но новый наставник Барышникова – А. И. Пушкин, был приятно удивлен подготовкой парня и всячески его поддерживал. В 1967 году Михаил закончил обучение, был принят в труппу театра оперы и балеты имени Кирова, где проработал семь лет.
Мировое признание
В 1974 году начинающий танцор гастролировал с труппой Большого театра в Канаде, получил предложение от своего старого знакомого стать членом «Американского театра балета». Понимая масштаб открывающихся перед ним перспектив, Барышников не раздумывая, дал свое согласие. Такое решение не оценили власти Советского Союза и занесли талантливого артиста в список «невозвращенцев».
Следующие четыре года Барышником являлся ведущим солистом, а также руководителем нью-йоркской труппы «Американского театра балета». Его необычное видение балетных партий вывело мировую хореографию на новый уровень. Наиболее популярными постановками с участием Михаила стали:
- «Аполлон»;
- «Блудный сын»;
- «Орфей»;
- «Арлекинад».
В начале 90-х годов Барышников в компании с известным хореографом Марком Моррисом организовали во Флориде проект «Белый дуб». У только что созданного коллектива был необычный репертуар, который основывался на танцах в стиле модерн. Именно в этом направлении продолжил работать Михаил, затмив многих танцоров-модернистов.
Кинематографические работы
Барышников пожинал лавры не только в балетном искусстве, но и в киноиндустрии. В 1977 году он сыграл Юрия Копейкина в мелодраматической ленте Херберта Росса «Поворотный пункт». Это была история двух девушек, бывших балерин, которые постоянно соперничали, но их дороги разошлись. Спустя несколько лет, они встретились, но дух противоречия никуда не исчез.
В 1985 году вышел кассовый американский триллер «Белые ночи», где Михаил получил главную роль. Актер предстал перед телезрителями в образе танцора Николая Радченко, а его партнершей по картине стала Изабелла Росселлини. Несмотря на огромное количество просмотров этой ленты, критики разнесли ее в пух и прах, посчитав ее абсолютно неправдоподобной.
В 1991 году Барышников снялся в двух картинах: «Дело фирмы» и «Кабинет Доктора Рамиресса». В обоих проектах, актер сыграл ключевых персонажей, которые обладали харизмой и не боялись эпатажа. В 2000-м году Михаил появился в последних сериях культового сериала «Секс в большом городе», где сыграл возлюбленного главного героини – художника Александра Петровского.
В 2014 году Барышников снялся в эпизоде боевика совместного производства России и Америки – «Джек Райн: Теория хаоса». В сюжете картины, по традиции, переплетены политические взаимоотношения двух сверх держав. Сейчас Михаил занимается любительской фотографией, а также продолжает коллекционировать живопись.
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
1968 | «Город и песня» (фильм-концерт, «Ленфильм») | Танцор |
1969 | «Сказ о холопе Никишке» (фильм-балет на музыку Марата Камилова, балетмейстер Кирилл Ласкари, «Ленинградское телевидение») | Никишка |
1970 |
«Молодой балет мира» (документальный фильм)
|
|
1971 | «Фиеста» (реж. Сергей Юрский, «Ленинградское телевидение», телеспектакль по роману Э.Хемингуэя в исполнении актёров БДТ им. Г.Товстоногова) |
Педро Ромеро, матадор
|
1977 | «Поворотный пункт» |
Юрий Копейкин (номинация на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана)
|
1977 | «Щелкунчик» | Принц |
1980 | «Кармен» | Дон Хосе |
1984 | «Дон Кихот» | Базиль |
1985 | «Белые ночи» | Коля Родченко |
1987 | «Танцоры» | Тони |
1991 | «Кабинет доктора Рамиреса» (режиссёр Питер Селларс, ремейк фильма 1920 года «Кабинет доктора Калигари») |
сомнамбула Сезар
|
1991 | «Дело фирмы» |
Пётр Иванович Грушенко
|
2004 | «Секс в большом городе (Сезон 6)» |
Александр Петровский
|
2011 |
«Мой папа Барышников»
|
|
2014 | «Джек Райан: Теория хаоса» |
Сергей Александрович Сорокин, министр внутренних дел России
|
Любовные отношения легендарного танцора
Перед тем, как решиться на переезд в Америку, Барышников жил в гражданском браке с балериной Татьяной Кольцовой. В США Михаил познакомился с актрисой Джессикой Лэнг.
Бурный роман развивался стремительно, что привело к появлению на свет дочери Александры. Рождение ребенка не уберегло творческую чету от развода. Причиной разрыва стали измены артистки и суровый нрав танцора.
Следующей избранницей и законной супругой латвийца стала балерина Лиза Рейнхарт. В этом браке Барышников стал отцом троих детей: сына Петра и дочерей Анны и Софии. Сейчас они продолжают жить вместе, радуются каждому новому дню.