Биография
Раймунд Роман Либлинг появился на свет в конце лета 1933 года в Париже. Хотя правильнее называть этого человека Роман Полански, ведь именно под этим именем его знает весь мир! Да-да, вы не ошиблись, в этом тексте речь пойдет о жизни известного кинорежиссера и продюсера, актера и сценариста, обладателя массы самых престижных наград и премий Романе Полански.
Родители будущей звезды мирового кинематографа Мойзеш Либлинг и Була Кац — польские евреи. Помимо мальчика в семье подрастала девочка Анет, она является Роману единоутробной сестрой.
Несмотря на обстановку в Европе, в 1936 году семья Либлинг возвращается из Франции в родную Польшу, в Краков. Здесь их и настигает война и гонения на евреев. В итоге оба родителя будущего режиссера попадают в концентрационные лагеря. К сожалению, из одного из них Була Кац так и не вернулась. Отец выжил. Самому Роману удалось избежать заключения, после потери из виду родителей мальчик проживал в одной и местных польских семей. Правда этот факт не говорит о том, что Полански было легко. Как ни странно немцы не убили его, но всячески издевались и однажды даже оттачивали на мальчике искусство стрельбы.
Уже в 1945 году отец и сын нашли друг друга. На этот момент Роману было двенадцать и Мойзеш решил, что мальчику пора готовиться к получению профессии. Он направил сына в школу с техническим уклоном, но это ни к чему не привело.
В 1948 году на глаза юному Полански попадается фильм «Выбывший из игры» — драматический триллер, снятый в стиле нуар. Он поражает мальчика настолько сильно, что он начинает грезить кино. Уже вскоре Роману удается попасть в детскую передачу на телевидении, потом озвучить несколько радиоспектаклей, а в 1948 году на сцене Варшавского театра юного зрителя он даже играет главную роль в постановке «Сын полка».
Дабы получить профильное образование будущий мэтр поступает в краковскую школу искусств, где обучается искусству живописи. После нее он без проблем становится студентом киношколы в Лодзи, где и начинает активно участвовать в создании фильмов различных форматов.
Интересно, что известный в первую очередь как режиссер Роман Полански начал свою карьеру в кино как актер. Впервые он появляется на экране в 1953 году в ленте «Три повести», затем снимается в фильме «Поколение» (1954). Уже в 1955 году он играет сразу в четырех проектах — короткометражках «Велосипед» и «Godzina bez slonca», фильмах «Волшебный велосипед» и «Три старта». Интересный факт: одна из этих лент является дебютом Полански как режиссера и это короткометражка «Велосипед».
После этого юношу было уже не остановить, да и учеба требовала совершенствования навыков. За последующие шесть лет Роман снимает еще семь короткометражек, а также играет в десяти проектах своих однокурсников и более взрослых коллег.
В 1961 году режиссер получает диплом и приступает к работе над своим первым полным метром. Им стала драма с элементами триллера «Нож в воде», которая рассказывает историю о молодой паре путешественников и их встречу с очень своеобразным попутчиком. На родине картина не завоевала большой любви, она показалась зрителям слишком агрессивной и сложной. При этом, мировые критики просто влюбились в «Нож в воде».
Итогом их рецензий стал Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Венецианском кинофестивале, а также номинации на «Лучший фильм» на премии BAFTA, Оскаре и том же Венецианском кинофестивале.
Успех на мировой арене приводит к тому, что из Польши режиссер перебирается во Францию. Здесь он живет буквально пару лет и ничего не снимает, но зато заводит интересные знакомства и совместно с Жераром Браком готовит сценарии сразу двух картин — «Отвращение» и «Тупик». Их Полански снимает в Великобритании в 1965 и 1966 годах соответственно. Обе ленты очень тепло принимаются мировой общественностью.
После оглушительного успеха в Европе на Полански обращают внимание продюсеры Голливуда. Они приглашают режиссера в США, где в 1968 году он снимает фильм ужасов «Ребенок Розмари». История о том, как молодая бездетная пара становится мишенью для членов сатанинского культа мгновенно становится популярной не только в Америке, но и за ее пределами.
Лента получила ряд наград и стала культовой. Она породила моду на демонов в кино, стала основой для нескольких ремейков и до сих пор не теряет актуальности. Интересно, что в какой-то степени сюжет фильма «Ребенок Розмари» впоследствии отразился и на жизни Полански.
Дело в том, что уже через год после выхода ленты жена режиссера актриса Шэрон Тейт, находящаяся на последнем месяце беременности, была… зверски убита. Помимо нее в тот день погибло три друга режиссера. Отвратительное преступление совершили члены секты Чарльза Мэнсона «Семья».
Случай с супругой и нерожденным ребенком очень сильно подрывает психологическое состояние Полански. На фоне этого он покидает Соединенные Штаты и возвращается в Европу, где продолжает работать. В 1971 году Роман снимает историческую драму «Макбет», которая проходит для зрителей и критиков незамеченной. В следующем сезоне он выпускает документальный фильм «День чемпиона» о нашумевшем Гран-при Формулы-1 Монако-1971 и комедию «Кто?».
Но все же слава вернулась к Полански лишь в 1974 году с лентой «Китайский квартал». Ради его съемок режиссер вновь вернулся в Штаты и не прогадал. Эта детективная драма с элементами триллера, в которой сыграл Джек Николсон, не только несколько раз окупила себя в прокате, но и получила престижные премии, в том числе и Оскар! Следующая картина польского режиссера «Жилец» (1976) менее успешна, но зато главную роль в ней сыграл сам Полански.
Затем в жизни режиссера наступает черная полоса, только вот связана она не с кино. В 1977 году на Полански заводят дело об… изнасиловании! Причем и это еще не все — предполагаемой жертвой режиссера считается тринадцатилетняя девочка. Свою вину в том, что он приставал и силой заставлял ребенка совершать действия сексуального характера, Роман признал. Интересно, что помимо прочего выяснилось — инцидент произошел в доме Джека Николсона.
По соглашению прокуратуры и адвоката режиссера было принято решение об условном наказании, но затем его сменили на реальное. Дабы избежать заключения перед самым судом Полански сбегает в Великобританию, оттуда во Францию, а после много лет перемещается исключительно по Европе. В тот период режиссер снимает такие фильмы, как:
- Тэсс (1979);
- Пираты (1986);
- Неукротимый (1987);
- Король рекламы (1991);
- Горькая луна (1992);
- Смерть и девушка (1994);
- Девятые врата (1999).
Следующей неоспоримо яркой работой в фильмографии Полански становится военная драма «Пианист» 2002 года. В ней режиссер освещает тему преследования евреев в Европе до и во время Второй мировой войны. История пианиста, который пытается выжить в условиях холокоста, бьет по живому и затрагивает умы миллионов зрителей по всему миру. По итогам лента становится культовой, получает ряд наград, в том числе «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, а исполнитель главной роли Эдриан Броуди удостаивается Оскара. А еще через несколько сезонов о Полански вновь начинает говорить весь мир.
Правда причиной тому стал не столько его очередной прекрасный фильм под названием «Призрак», а то самое изнасилование 1977 года. Дело в том, что судебный ордер на арест режиссера в США имел силу еще много лет после его побега и проявил себя в 2009 году. Именно в этом сезоне режиссера, приехавшего в Швейцарию за очередной наградой, вдруг заключили под стражу.
Вплоть до 2010 года он провел под домашним арестом, ожидая решения об экстрадиции. Но неожиданно для него самого за Романа вступилось мировое культурное сообщество и в итоге в США его не отправили. В 2017 году жертва того инцидента попросила закрыть дело за давностью лет.
На данный момент Роман Полански так и не понес никакого серьезного наказания за свой поступок. Важно отметить, что правозащитники всего мира считают эту ситуацию вопиющей и называют все произошедшее настоящей насмешкой над жертвами насилия. Но факт остается фактом — в тюрьму Соединенных Штатов Полански так и не попал.
Среди последних работ польского режиссера нужно особенно отметить две картины. Лента «Резня» 2011 года, в которой снялись такие звезды как Джоди Фостер, Кейт Уинслет и Кристоф Вальц, была номинирована на целый ряд престижных наград и имеет в копилке «Сезара» за лучший адаптированный сценарий.
Драма же «Венера в мехах» 2013 года, в которой рассказывается история отношений между режиссером и актрисой, также имеет в своей копилке статуэтку «Сезара». Ее на этот раз вручили самому Роману Полански как лучшему режиссеру. На данный момент талантливый поляк работает над триллером «Дело Дрейфуса», выход которого ожидается на конец 2019 года.
Если говорить о личной жизни Полански, то она состоит не только из скандалов. Режиссер был женат трижды. Первый раз его супругой стала польская актриса Барбара Квятковска-Ласс. Второй — тоже актриса, но уже американская, ее звали Шэрон Тейт. Именно она стала жертвой кровожадных сектантов. (Частично об этих событиях будет повествовать новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде»).
В третий раз выбор Полански пал на модель Эммануэль Сенье. Пара вместе и по сей день, них двое детей — дочь Моргана и сын Элвис. Интересно, что всех своих жен и детей Роман охотно снимает в собственных фильмах.
Фильмография Романа Полански
Год | Название |
1962 |
Нож в воде / Nóż w wodzie
|
1965 |
Отвращение / Repulsion
|
1966 |
Тупик / Cul-de-Sac
|
1967 |
Бесстрашные убийцы вампиров («Бал вампиров»)/ The Fearless Vampire Killers
|
1968 |
Ребёнок Розмари / Rosemary’s Baby
|
1971 |
Макбет / The Tragedy of Macbeth
|
1972 | Что? / What? |
1974 |
Китайский квартал / Chinatown
|
1976 |
Жилец / Le Locataire
|
1979 | Тэсс / Tess |
1986 |
Пираты / Pirates
|
1988 |
Неистовый / Frantic
|
1992 |
Горькая луна / Bitter Moon
|
1994 |
Смерть и девушка / Death and the Maiden
|
1999 |
Девятые врата / The Ninth Gate
|
2002 |
Пианист / The Pianist
|
2005 |
Оливер Твист / Oliver Twist
|
2010 |
Призрак / The Ghost Writer
|
2011 |
Резня / Carnage
|
2013 |
Венера в мехах / La Vénus à la fourrure
|
2017 |
Основано на реальных событиях / D’après une histoire vraie
|
2019 |
Дело Дрейфуса/J’accuse
|