Биография
Лобан Сергей Витальевич – российский независимый кинорежиссёр. О детстве и юности кинорежиссёра почти ничего не известно. Родился в Москве, в обычной семье, где родители были по образованию инженерами.
После окончания столичной общеобразовательной школы поступил в институт электроники и математики в родном городе.
Работать по профессии он не собирался. Во время учёбы в вузе подрабатывал на Арбате, где торговал матрёшками и футболками. После окончания вуза получил диплом, но по специальности вообще не работал. Планировал заняться какой-то независимой деятельностью, мечтал о создании клуба для разных молодёжных культур, которого в Москве тогда ещё не было. Также хотел открыть свою пиццерию.
В 1995 году, когда Сергею было 23 года, он вместе с друзьями основал андеграундный клуб на Фрунзенской набережной Москвы-реки. Работал в клубе арт-директором и отвечал за музыкальную программу.
На тот период в нём постоянно организовывалось много концертов разных субкультур, там же были галерея, студия, кафе и др. Два года клуб был в центре неформальной культуры, пока его не сожгли бандиты. Про личную жизнь Сергея известно мало. По его словам, в интервью 2017 года, у него есть жена и дети.
Сергей начинает работать на ОРТ в программе «Ура, выходной», когда ещё главой канала был Березовский. Потом занимается съёмками программы «До 16 и старше», в которой был режиссёром.
В стране на тот период она была главной молодёжной передачей. На телевидении знакомится с Дмитрием Моделем (гитарист панк-группы «Н.О.Ж.» и «Лисичкин хлеб»), который вместе с ним на Останкино работал оператором и Мариной Потаповой – сценаристом. Вместе они были участниками объединения «За анонимное бесплатное искусство», которое позже переименовали вместе с Сергеем в творческую группу «Свои 2000». Она занималась съёмками свободного независимого кино.
Кинокритики 70-х годов США называли такие съёмки «партизанским кино», так как в общественных местах снималось всё без разрешения. Получив опыт работы на телевидении, не имея профессионального образования и никакого отношения к киноиндустрии, Сергей начинает снимать фильмы, выступая в роли режиссёра.
Обучение считает вредным процессом, который уничтожает в людях индивидуальность, делая их подобными друг другу. Поэтому смысла учиться у кого-то режиссуре он не видел.
Первый свой короткометражный комедийный фильм Сергей снял в 2001 году, который назывался «Случай с пацаном». В фильме рассказывается история о простом парне Юре, который оказывается втянутым в череду политических событий. На Московском кинофестивале «Любить кино» фильм получил гран-при, после чего фамилия Сергея зазвучала и стала у многих на слуху.
Сергей изначально постоянно сотрудничает в тандеме с Мариной Потаповой, которая писала сценарии к его фильмам и всячески помогала. Вся его работа в кино состояла из экспериментального андеграундного кино.
Следующая полнометражная фантастическая драма режиссёра вышла в 2005 году под названием «Пыль». В кинокартине была показана драма молодого человека Лёши, который был помешан на красоте своего тела. Он соглашается на эксперимент доктора Пушкаря (играет Петр Мамонов), который в последствии трагически заканчивается.
В 2011 году, после выхода на экраны музыкальной комедии с элементами драмы «Шапито-шоу», Сергей становится знаменитым. Его называют одним из самых независимых российских режиссёров.
Кинокартины «Пыль» и «Шапито-шоу» стали нашумевшими артхаусными фильмами режиссёра, характеризующимися особенной методикой. Они получили множество номинаций, призов и наград на различных кинофестивалях. Фильмография режиссёра небольшая, так как картины очень специфичны и оплачивались теми людьми, которые хотели увидеть его работу.
Год | Фильм |
2001 |
Случай с пацаном (короткометражный)
|
2002 |
Соси банан (короткометражный, музыкальный)
|
2005 |
Телевизор (короткометражный, документальный)
|
2005 | Пыль |
2011 |
Мамон-Лобан (документальный)
|
2011 | Шапито-шоу |
В 2017 году принимал участие в Якутском международном кинофестивале (ЯМКФ) в составе жюри. В последнее время режиссёр ничего нового в кино не создал. Считает, что сейчас кино в России «перепродюсировано».
Творческий союз со сценаристом Мариной Потаповой у Сергея распался, так как за последние годы их мало что объединяло, долгая совместная работа их утомила (по словам С. Лобана). Сейчас режиссёр, чтобы выжить, занимается театральным проектом и снимает рекламу.