Биография
Один из лидеров авангардного кино конца прошлого века, китайский режиссер и сценарист Вонг Кар Вай родился в Шанхае, на данный момент самом большом по численности населения городе мира! Впрочем и в середине двадцатого века Шанхай нельзя назвать маленьким и провинциальным — это всегда был большой муравейник, необычайно аутентичный и многогранный.
К тому моменту, когда Вонгу исполнилось пять лет политическая обстановка в Китае начала накаляться и его родители приняли решение перебраться в Гонконг. Переезд дался семье не так просто. Дело в том, что Вонг был самым младшим из трех детей четы Кар Вай поэтому именно его родители решили взять непосредственно с собой, а старшие дети должны были приехать чуть позже.
К сожалению, границы Китая закрылись раньше, чем этот план осуществился. Так из-за политической обстановки в регионе семья Кар Вай была разделена на долгие десять лет. Вонгу переезд дался трудно. Мальчик оказался на новом месте совершенно один, без привычной помощи и защиты старших родственников. Плюс ко всему, Вонг говорил на родном мандарине — одном из диалектов китайского языка, а в Гонконге все использовали кантонский диалект.
Вонг переживал, искал необычные способы освоения языка и одним из них стал просмотр фильмов в кинотеатрах. В этом занятии мальчика поддерживала мама. Кто бы мог подумать, что помимо всего прочего походы в кинотеатры привьют Вонгу Кар Ваю отличный кинематографический вкус и позволят определиться с профессией на будущее.
После школы будущий режиссер решил попробовать себя в графическом дизайне и поступил на соответствующий факультет в Гонконгский политехнический университет. В 1980 году Вонг получает диплом, но по профессии работать не идет. Вместо этого юноша поступает на курсы при гонконгском телецентре «Television Broadcasts Limited» и вскоре получает корочку сценариста. По новой профессии Вонг тут же начинает работать.
Несколько последующих лет Кар Вай занимается исключительно написанием сценариев, причем сначала это были тексты для телевизионных сериалов, но со временем начали появляться материалы и для полного метра.
С 1982 по 1987 год из под пера Вонга выходит тринадцать полноценных сценариев, последний из которых Кар Вай оставляет себе. В этом же сезоне на его основе молодой мужчина снимает свой дебютный фильм — криминальную мелодраму «Пока не высохнут слезы». Она была полностью снята в духе настоящего гонконгского кино того времени, но все же некоторые критики позже отмечали, что увидели в ней более глубокий и тонкий смысл нежели в других фильмах этого периода и жанра. У зрителей лента «Пока не высохнут слезы» имела успех сразу и безоговорочно.
Лента получилась слегка философская и неоднозначная, зрители не спешили на нее в кинотеатры, а критики разделились во мнениях. Вместе с этим фильм «Дикие дни» вошел в конкурсную программу Hong Kong Film Award и завоевал сразу пять статуэток.
Несмотря на такое признание своего таланта, Вонг тяжело перенес отсутствие кассового успеха картины. Более того, изначально режиссер задумывал продолжение ленты, но из-за провала в прокате денег на эту затею у него не было.
Дабы как-то привлечь финансирование на свои последующие ленты Вонг Кар Вай совместно с другими заинтересованными лицами основывает компанию «Jet Tone Films». Благодаря этому ходу режиссер находит спонсоров для картины «The King of Ads, Part 2», которая прошла совершенно незамеченной для среднестатистического зрителя.
Все меняется в 1994 году, когда Вонг снимает «Чунгкингский экспресс». Эта криминальная драма тепло принимается зрителями и со временем становится классикой гонконгского кино. Но в этом же сезоне режиссер заканчивает работу над картиной «Прах времен», которая становится очередным провалом.
В 1995 году Вонг Кар Вай снимает криминальный триллер «Падшие ангелы», своеобразное продолжение так понравившегося зрителю «Чунгкингского экспресса». При этом сразу ленту не оценили — она показалась всем жестокой и слишком мрачной. Но со временем фильм «Падшие ангелы» вошел в список лучших работ Кар Вая.
Первая в фильмографии режиссера драма с нотами романтики рассказывает историю гомосексуальной пары. Кар Вай смог настолько глубоко раскрыть эту непростую тему, что был удостоен «Золотой пальмовой ветви» в Каннах как лучший режиссер. После этого триумфа в 1998 году Вонг снимает короткометражку «Motorola», а в 2000 году вновь возвращается к полному метру.
Картина «Любовное настроение» основана на теме эмиграции из Шанхая, которая невероятно близка режиссеру. Ставший своеобразным сиквелом нашумевших в свое время «Диких дней» фильм «Любовное настроение» участвует в конкурсных программах сразу нескольких крупных международных кинофестивалей и получает ряд престижных наград.
В копилке ленты премия Screen International Award Европейской киноакадемии, Серебряная премия за лучшую мужскую роль и Технический гран-при Каннского кинофестиваля, а также «Сезар» за лучший фильм на иностранном языке. Картина о мужчине и женщине, узнавших, что их вторые половинки изменяют им, была действительно очень успешна.
И вновь лента «2046» тепло принимается критиками и даже получает Премию Screen International Award. 2006 год становится для китайского режиссера знаковым — его приглашают в качестве председателя жюри Каннского кинофестиваля. В следующем сезоне Кар Вай работает сразу над тремя проектами, один из которых «Мои черничные ночи» претендует на «Золотую пальмовую ветвь», но не выигрывает ее. Картина с голливудскими звездами и по сей день любима зрителями.
Следующий полнометражный фильм режиссер снимает лишь в 2013 году и он носит название «Великий мастер» эта лента является, пожалуй, самой титулованной из всех работ мастера. Войдя в конкурсную программу Азиатской киноакадемии она получает одиннадцать номинаций, семь из которых заканчивается победами. «Великий мастер» получает номинации на Оскар, но к сожалению статуэтки за лучшую работу оператора и лучшие костюмы достаются другим фильмам.
На данный момент «Великий мастер» является последним завершенным проектом Кар Вая. Но одновременно с этим известно, что мастер работает над новым фильмом с рабочим названием «Цветение». Ориентировочная дата выхода ленты — 2020 год.
Помимо всего прочего, мир знает Вонга Кар Вая как сценариста, из под пера которого вышло более тридцати работ. Конечно, в первую очередь это сценарии для его собственных картин, но есть и материалы для других режиссеров.
Если говорить о личной жизни китайского режиссера, то она сложилась уже достаточно давно. Со своей женой Эстер он состоит в браке более двадцати пяти лет. В 1994 году у пары родился сын Куинг.
Фильмы Вонга Кар Вая
Год | Фильм |
1987 |
«Огненные братья» / Flaming Brothers (сценарист, исполнительный продюсер)
|
1988 |
«Пока не высохнут слёзы» / 旺角卡門
|
1991 |
«Дикие дни» / 阿飛正傳 (ā fēi zhèng zhuàn)
|
1994 |
«Чунгкинский экспресс» / 重慶森林 (Chóngqìng Sēnlín)
|
1994 |
«Прах времён» / 東邪西毒 (Dōngxié Xīdú)
|
1995 |
«Падшие ангелы» / 墮落天使 (Duo luo tian shi)
|
1997 |
«Счастливы вместе» / 春光乍洩 (Chūn guāng zhà xiè)
|
2000 |
«Любовное настроение» / 花樣年華 (Huā yàng nián huá)
|
2004 | «2046» |
2004 |
«Эрос» (эпизод «Рука») / Eros (segment The Hand)
|
2007 |
«Мои черничные ночи» / My Blueberry Nights
|
2007 |
«У каждого своё кино» / Chacun son cinéma
|
2008 |
«Прах времен» (авторская редакция картины 1994 года, сделанная для адаптации фильма к американскому кинорынку).
|
2013 |
«Великий мастер».
|
2020 |
Цветение / Fan hua
|