Биография
Аллан Стюарт Конигсберг, он же Хейвуд Аллен, он же Вуди Аллен родился и вырос в Бруклине, самом известном и на данный момент населенном боро Нью-Йорка. Будущий режиссер имеет еврейские корни, его предки прибыли в Америку из Австрии и Литвы. Аллан не единственный ребенок, помимо него в семье росла младшая дочь Летти.
Как и многие евреи, отец Аллена Мартин трудился ювелиром, а мама Нетти была бухгалтером. Аллан рос классическим еврейским мальчиком — он в совершенстве знал идиш, был исключительно воспитан и до определенного момента совершенно физически не развит.
В какой-то момент последний аспект изменился — будущий режиссер начал заниматься двумя традиционно американскими видами спорта, а именно баскетболом и бейсболом. При этом Аллан всегда был общительным, никогда не отгораживался от сверстников и всегда мог остроумно ответить любому недоброжелателю.
Псевдоним Вуди Аллен мальчик взял уже в подростковом возрасте, когда начал писать небольшие юмористические заметки для различных местных изданий. Начать заниматься этим Вуди подвигло желание подзаработать. В шестнадцать лет подающего надежды юного комика заметил более маститый юморист Милт Кэмен. Именно он составил для Аллена протекцию, по которой его взяли в шоу популярного американского актера Айзака Сидни Сизара или проще Сида Сизара.
Правда выступать юноше не приходилось, он только писал шутки. Через год выступлений Аллан Стюарт Конигсберг официально сменил имя на Хейвуд Аллен. Окончив основную школу, Аллен становится студентом Нью-Йоркского Университета. В его стенах юноша изучает кинематографию и посещает курсы по коммуникации.
К сожалению, прилежным студентом будущего мэтра кино назвать невозможно — вскоре он провалил ряд экзаменационных работ и был отчислен. Юноша не отчаялся, пробовал посещать занятия в других местных колледжах, но и там его дела шли не слишком хорошо. В итоге Вуди Аллен оказался перед выбором — продолжать обучение или же идти зарабатывать деньги. Будущий режиссер выбрал последнее.
Для начала он продолжает писать шутки для различных печатных изданий, затем устраивается к юмористу Герберту Шрайнеру и пишет сценарии для его выступлений. В 1954 году юноша устраивается на телевидение, где продолжает писать тексты.
В 1957 году Вуди Аллен становится не только редактором и автором юмористических программ, но и их актером. Надо отметить, что его появление в кадре всегда феерично и очень смешно! Параллельно с этим будущий режиссер подрабатывает и по вечерам. Он выступает со скетчами в различных ночных заведениях, а также не чурается работы аккомпаниатора. Здесь Вуди Аллену пригодилось его умение играть на кларнете.
В 1965 году неожиданно для многих, но не для себя Вуди Аллен решает начать работать в сфере кинематографа. Для начала он выступает в роли шлифовальщика чужого сценария, по которому в итоге снимается фильм «Что нового киска?». Эта эксцентричная комедия имеет успех и подталкивает Вуди Аллена к режиссерскому креслу.
Этот фильм нельзя назвать классическим. Дело в том, что Аллен взял уже отснятую и вышедшую в прокат японскую ленту и лишь переозвучивал ее. Для современного зрителя подобный прием кажется странным, но в то время его использовали достаточно часто. В 1967 году в фильмографию Вуди Аллена добавляется лента «Казино «Рояль».
Надо отметить,что всеми вышеупомянутыми лентами режиссер был чрезвычайно недоволен. Ему не нравился тот факт, что приходится идти на уступки с продюсером, прогибаться под обстоятельства. Именно поэтому в последующем Вуди Аллен всегда старался создавать фильмы полностью самостоятельно, выступая одновременно в нескольких амплуа. Сам мэтр любит быть режиссером, сценаристом, а также исполнителем главных ролей. Такой подход в кинематографе позже начали называть авторским.
В период с 1970 по 1980 год режиссер снимает девять фильмов, на которых оттачивает свой фирменный стиль. Среди этих лент особенно нужно отметить «Энни Холл» (1977), «Интерьеры» (1978) и «Манхэттен» (1979), которые автор объединил в трилогию. Первая из них получила пять номинаций на Оскар, четыре из которых закончились победой. Причем один Оскар достался персонально Вуди Аллену как лучшему режиссеру. Помимо этого, лента взяла пять премий Британской академии и один «Золотой глобус».
Фильм «Интерьеры» также был номинирован на ряд престижных наград, но получил только приз Британской академии. Завершающая трилогию лента «Манхэттен» вновь взяла несколько призов на этом же фестивале, а также является обладательницей одного «Сезара».
Ленты следующего десятилетия считаются в фильмографии Вуди Аллена уже более философскими и меланхоличными. Есть среди них и новый цикл, который объединяет фильмы:
- «Ханна и ее сестры» (1986);
- «Другая женщина» (1988);
- «Преступления и проступки» (1989);
- «Мужья и жены» (1992).
В эти картины режиссер добавил много автобиографичных моментов. Каждая из этих лент имеет целый ряд престижных наград. Также в этом периоде стоит отметить фильм «Пурпурная роза Каира». Эта фэнтезийная мелодрама с нотками комедии прошлась по многим кинофестивалям, в Каннах получила Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ), а также награждена статуэтками «Сезара», «Сатурна», «Золотого глобуса» и призами Британской академии. Только Оскар за лучший сценарий остался для «Пурпурной розы Каира» недосягаемым.
С 1990 года Вуди Аллен начинает активно экспериментировать с жанрами. Конечно, и до этого в фильмографии режиссера встречаются не только комедии, но именно в девяностых мэтр начинает тяготеть к мелодрамам и даже драмам. При этом практически ни один фильм режиссера не остается без внимания критиков.
Так картина «Элис» 1990 года получает номинации на Оскар, «Золотой глобус» и «Сезар», «Мужья и жены» 1992 года помимо этого участвует в конкурсной программе Британской академии и становится победителем в номинации «лучший оригинальный сценарий» и так до бесконечности! Правда в прокате ленты Вуди Аллена не всегда оправдывают себя, но мэтра это не останавливает!
Оценивая творчество американского режиссера в начале двухтысячных годов, можно сказать, что оно слегка пошло на спад. В прокате они полностью проваливались, а критики относились к ним скептически. Тогда многие заговорили, что Вуди Аллен стал уже не тот…
Все изменилось в 2005 году, когда мастер представил на суд зрителей картину «Матч Поинт». При бюджете в 15 миллионов долларов, она собрала в прокате почти 80 и была номинирована на несколько престижных наград. Сам Вуди Аллен в интервью журналу «Premiere» признался, что этот фильм, пожалуй, лучший в его карьере.
Следующей заметной для всего мира картиной Вуди Аллена стала «Вики Кристина Барселона», вышедшая на экраны в 2008 году. Частично успех ленты был обусловлен исключительным актерским составом — в фильме сыграли такие голливудские звезды как Скарлетт Йоханссон, Хавьер Бардем и Пенелопа Крус.
После успеха «Вики Кристина Барселона» Вуди Аллен снимает еще десять фильмов, среди которых в первую очередь стоит выделить «Полночь в Париже». Эта романтическая комедия невероятно понравилась зрителям и собрала массу положительных рецензий. Успех картины также подкреплен четырьмя номинациями на премию «Оскар».
На данный момент последней вышедшей в прокат лентой Вуди аллена считается «Колесо чудес» 2017 года. В работе находятся еще два проекта режиссера — «Дождливый день в Нью-Йрке» и «Untitled Woody Allen Project». Помимо всего прочего, поклонникам Вуди Аллен известен и как писатель, автор сборников, пьес и рассказов для журналов.
Личная жизнь Вуди Аллена является очень насыщенной и во многом скандальной. Первую супругу Вуди Аллена звали Харлин Розен. Их знакомство состоялось на одном из концертов, где будущий режиссер зарабатывал свои первые гонорары. Весной 1956 года пара узаконила свои отношения. Правда назвать этот брак долгосрочным нельзя — уже в 1961 году Вуди и Харлин расстались.
В 1966 году Аллен женится второй раз. Его избранницей стала актриса Луиза Лассер. Всего через три года этот брак распадается, но отношения между бывшими возлюбленными продолжаются уже в творческом формате как у режиссера и актрисы кино. После разрыва со второй женой Вуди Аллен какое-то время остается один.
Затем пресса узнала о его краткосрочном романе с актрисой Дайан Китон. Их отношения очень быстро переросли в дружеские. В 1980 году у Вуди Аллена завязывается роман с актрисой и моделью Мией Фэрроу. Режиссер активно снимает возлюбленную в целой череде своих фильмов и их жизнь кажется безоблачной.
Мия рожает Вуди сына Ронана, а также пара берет на воспитание еще двоих детей Мэлоун (Дилан) и Мишу (Мозеса). В 1992 году этот союз распадается. Расставание пары вышло громким, оно сопровождалось скандалами и судами. Вуди Аллену в тот момент сильно досталось — он не смог полноценно общаться с детьми, что повлияло на их отношения в будущем. Но это не единственный скандал того времени.
Маститого режиссера не смутила ни разница в возрасте и статусе, ни пусть и не кровные, но все же родственные связи с девушкой. В то же время в сторону Аллена впервые прозвучали обвинения в растлении малолетних. В тот момент доказательств этому не нашлось.
Здесь нужно отметить, что многими годами позже приемная дочь Вуди и Мии Дилан заявила, что отец все же домогался ее. Сам режиссёр назвал обвинения ложными. На данный момент Вуди Аллен и Сун-и Превен все еще вместе. В 1997 году они официально узаконили свои отношения, а чуть позже усыновили двух девочек.
Фильмы Вуди Аллена
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль |
1965 | Что нового, киска? | What’s New Pussycat? |
сценарист, актёр
|
1966 | Что случилось, тигровая лилия? | What’s Up, Tiger Lily? |
сценарист, режиссёр
|
1969 | Хватай деньги и беги | Take the Money and Run |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1971 | Бананы | Bananas |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1972 | Сыграй это снова, Сэм | Play It Again, Sam |
сценарист, актёр
|
1972 | Всё, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить | Everything You Always Wanted to Know About Sex * But Were Afraid to Ask |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1973 | Спящий | Sleeper |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1975 | Любовь и смерть | Love and Death |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1977 | Энни Холл | Annie Hall |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1978 | Интерьеры | Interiors |
сценарист, режиссёр
|
1979 | Манхэттен | Manhattan |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1980 | Воспоминания о звёздной пыли | Stardust Memories |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1982 | Комедия секса в летнюю ночь | A Midsummer Night’s Sex Comedy |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1983 | Зелиг | Zelig |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1984 | Бродвей Дэнни Роуз | Broadway Danny Rose |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1985 | Пурпурная роза Каира | The Purple Rose of Cairo |
сценарист, режиссёр
|
1986 | Ханна и её сестры | Hannah and Her Sisters |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1987 | Дни радио | Radio Days |
сценарист, режиссёр
|
1987 | Сентябрь | September |
сценарист, режиссёр
|
1988 | Другая женщина | Another Woman |
сценарист, режиссёр
|
1989 | Нью-йоркские истории, новелла «Новый Эдип» | New York Stories: Oedipus Wrecks |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1989 | Преступления и проступки | Crimes and Misdemeanors |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1990 | Элис | Alice |
сценарист, режиссёр
|
1991 | Сцены в магазине | Scenes From A Mall | актёр |
1992 | Мужья и жёны | Husbands and Wives |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1992 | Тени и туман | Shadows and Fog |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1993 | Загадочное убийство в Манхэттене | Manhattan Murder Mystery |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1994 | Пули над Бродвеем | Bullets Over Broadway |
сценарист, режиссёр
|
1995 | Великая Афродита | Mighty Aphrodite |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1996 | Все говорят, что я люблю тебя | Everyone Says I Love You |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1997 | Разбирая Гарри | Deconstructing Harry |
сценарист, режиссёр, актёр
|
1998 | Знаменитость | Celebrity |
сценарист, режиссёр
|
1999 | Сладкий и гадкий | Sweet and Lowdown |
сценарист, режиссёр
|
2000 | Мелкие мошенники | Small Time Crooks |
сценарист, режиссёр, актёр
|
2001 | Проклятие нефритового скорпиона | The Curse of the Jade Scorpion |
сценарист, режиссёр, актёр
|
2002 | Голливудский финал | Hollywood Ending |
сценарист, режиссёр, актёр
|
2003 | Кое-что ещё | Anything Else |
сценарист, режиссёр, актёр
|
2004 | Мелинда и Мелинда | Melinda and Melinda |
сценарист, режиссёр
|
2005 | Матч-пойнт | Match Point |
сценарист, режиссёр
|
2006 | Сенсация | Scoop |
сценарист, режиссёр, актёр
|
2007 | Мечта Кассандры | Cassandra’s Dream |
сценарист, режиссёр
|
2008 | Вики Кристина Барселона | Vicky Cristina Barcelona |
сценарист, режиссёр
|
2009 | Будь что будет | Whatever Works |
сценарист, режиссёр
|
2010 | Ты встретишь таинственного незнакомца | You Will Meet a Tall Dark Stranger |
сценарист, режиссёр
|
2011 | Полночь в Париже | Midnight in Paris |
сценарист, режиссёр
|
2012 | Римские приключения[30] | To Rome with Love |
сценарист, режиссёр, актёр
|
2012 | Париж-Манхэттен | Paris Manhattan | актёр |
2013 | Жасмин | Blue Jasmine |
режиссёр, сценарист
|
2013 | Неверующие | The Unbelievers | актёр |
2014 | Под маской жиголо | Fading Gigolo | актёр |
2014 | Магия лунного света | Magic in the Moonlight |
режиссёр, сценарист
|
2015 | Иррациональный человек | Irrational Man |
режиссёр, сценарист
|
2016 | Светская жизнь | Café Society |
режиссёр, сценарист
|
2016 | Кризис в шести сценах | Crisis in Six Scenes |
режиссёр, сценарист, актёр
|
2017 | Колесо Чудес | Wonder Wheel |
режиссёр, сценарист
|