Алексей Балабанов

День рождения: 25.02.1959 – 18.05.2013

Город: Екатеринбург

Семья: был женат

Официальные страницы

Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/…
Кинопоиск: kinopoisk.ru/name/64249

Фотогалерея

Биография

Один из культовых режиссеров отечественного кино Алексей Балабанов родился на Урале в городе Свердловске (в настоящее время – Екатеринбург). Детские годы Леши пролетели в родном городе, и в школьные годы мальчуган ничем не отличался от своих сверстников.

Он мечтал о путешествиях на далекие планеты или хотя бы в чужие страны. К большому искусству особой заинтересованности не проявлял, зато увлекался изучением иностранных языков.

Уральский самородок

Получив аттестат об окончании средней школы, Алексей покинул родной город и уехал в Горький, где стал студентом местного педагогического института иностранных языков. Выбрал юноша специальность переводчика. После успешного окончания вуза в 1981 году Балабанова призвали на воинскую службу.

Как человек с высшим образованием, он оказался в офицерском составе военно-транспортной авиации. За два года, проведенных в рядах Советской Армии, Алексей повидал всякого. С одной стороны – узнал другой мир, побывав в разных уголках Азии и Африки, с другой – непосредственно участвовал в афганской войне.

События, которые происходили на его глазах, и судьбы людей, с которыми он встречался, как и множество историй из уст сослуживцев, позже легли в основу одного из самых тяжелых фильмов под названием «Груз 200».

Отслужив положенный срок, Алексей Балабанов вернулся домой. Отец (а Балабанов-старший работал на Свердловской киностудии) помог сыну устроиться на кинопроизводство на должность ассистента режиссера. Свердловск в те времена был одним из центров советской андерграундной культуры. На значительном расстоянии от столицы все виделось не в таком официозе, как у властных кругов.

В уральском городе появилась своя звездная группа – «Наутилус Помпилиус», с музыкантами которой Алексей был в дружеских отношениях. Музыка коллектива в фильмах будущего режиссера стала одной из составляющих кинематографичного стиля Балабанова.

На Свердловской киностудии Алексей Балабанов проработал четыре года. Там он создал свой первый фильм – «Раньше было другое время». Но как режиссер большого кино он состоялся уже в Санкт-Петербурге, куда переехал на постоянное место жительства.

С помощью продюсера Сергея Сельянова в Петербурге Алексей Балабанов создал кинокомпанию «СТВ». На ней и были сняты практически все известные фильмы режиссера.

У Алексея Балабанова было два брака. Первая жена – Ирина – родила режиссеру сына Федора, но вместе втроем они долго не жили.

Второй супругой Алексея стала Надежда Васильева, художник-костюмер по профессии. Они познакомились на съемках кинокартины «Замок». В 1994 году в этом браке у Балабанова родился сын Петр.

Герой своего времени

В 1991 году Алексей снял свой первый полнометражный кинопроект – «Счастливые дни». Зрители увидели в нем Виктора Сухорукова в образе человека без имени, который скитается питерскими дворами в поисках жилища. При этом у героя нет прошлого, памяти и друзей.

Дебютный фильм режиссера Балабанова участвовал в программе Каннского кинофестиваля (вне конкурса) и получил несколько престижных премий на российских фестивалях.

Затем режиссер экранизировал незаконченный роман Франца Кафки «Замок», придумав ей свое окончание и сняв в абсурдно-сюрреалистическом стиле. Публика и киноведы не поняли режиссерского замысла и набросились на Балабанова с волной упреков.

Всенародную славу Алексею принес фильм «Брат», снятый в 1997 году. Пригласив на роли Сергея Бодрова-младшего, Андрея Краско, Виктора Сухорукова, режиссер создал эпическую картину жизни России начала 90-х годов прошлого века.

Фильм получил Гран-при фестиваля «Кинотавр» и много призов на международных фестивалях. Этой работой режиссер вышел из артхаусного кино и сделал фильм, понятный всем.

От государства актеры и съемочная группа не получили ни копейки. Позже Алексей сознался, что снимали картину в квартирах друзей и знакомых, в мастерских питерских художников, а реквизит к ней собирали с миру по нитке.

Следующей режиссерской работой Балабанова стала картина «Про уродов и людей», которая получилась культовым киношедевром на постсоветском пространстве. Главную роль в картине сыграл Сергей Маковецкий, а сам режиссер назвал ее лучшей работой в своем послужном списке.

В 2000 году Алексей Балабанов опять вернулся к судьбе главного героя «Брата», отправив персонажа Сергея Бодрова-младшего в Америку. Киноведы назвали «Брат 2» прощанием с иллюзиями 90-х годов и благодарили режиссера за то, что создал героя своего времени, неукротимого борца за справедливость Данилу Багрова.

Затем Балабанов снял «Войну», повествующую о событиях Второй чеченской войны; черную комедию «Жмурки», высмеивающую «лихие» 90-е и бандитские разборки; мелодраму «Мне не больно» с Ренатой Литвиновой в главной роли.

В 2007 году Алексей Балабанов представил публике свой самый сложный фильм – «Груз 200».

Из-за большого количества сцен насилия, при помощи которых режиссер решил продемонстрировать изнанки советского общества, пытающегося доказать свою благополучность, картину не допустили к просмотру во многих российских городах.

События в картине переданы настолько правдоподобно, что режиссера трудно обвинить в надуманности сюжета. Главных персонажей Балабанов поручил сыграть молодой актрисе Агнии Кузнецовой и известному актеру Алексею Серебрякову.

В 2010 году режиссер снял кинокартину «Кочегар», еще раз вернувшись к теме Афганской войны. На этот раз зрители увидят ее отголоски глазами бывшего майора Ивана Скрябина, устроившегося после увольнения из армии на должность кочегара в одну из питерских котельных.

Последней режиссерской работой Алексея Балабанова стал фильм-притча «Я тоже хочу». Отправив героев на поиски древнего артефакта – «колокольни счастья», Алексей сам снялся в роли режиссера, который внезапно умирает возле этой пресловутой колокольни.

Над этим проектом Балабанов работал тяжело больным, поэтому и назвал его своим прощанием с современниками. Несмотря на тяжелый недуг (режиссер имел проблемы с печенью), Алексей до последних дней продолжал работать.

18 мая 2013 года он, как ни в чем не бывало, засел за сценарий очередного фильма во время отдыха в санатории «Дюны». Склонившись над листом бумаги, рухнул замертво на подушку. Причиной смерти Балабанова оказалась острая сердечная недостаточность. Похоронили его на Смоленском кладбище Петербурга рядом с отцом.

За всю свою жизнь Алексей Балабанов снял почти два десятка фильмов, и ни одна из его работ не была воспринята публикой и критиками однозначно. Одни упрекали его за «чернуху» и насилие, другие хвалили за умение тонко прочувствовать время.

Но одно можно сказать со стопроцентной уверенностью: фильмы Балабанова никого не оставляли равнодушным.

Сам режиссер по этому поводу грустно шутил: «Я не знаю, хороший я человек или плохой. Не мне судить. Умру – узнаю».

Ответ на этот вопрос режиссер уже получил, а новое поколение поклонников кинематографа продолжает делиться на поклонников и противников его творчества.

Фильмы Алексея Балабанова

Год Название Кем выступил
1987 Раньше было другое время
режиссёр, сценарист
1988 У меня нет друга, или One step beyond
режиссёр, сценарист
1989 Настя и Егор
режиссёр, сценарист
1990 О воздушном летании в России режиссёр
1991 Счастливые дни
режиссёр, сценарист
1991 Пограничный конфликт сценарист
1994 Замок
режиссёр, сценарист
1994 Откровения незнакомцу (фр. Confidences a un inconnu) продюсер
1995 Трофимъ
режиссёр, сценарист, актёр (помощник режиссёра)
1995 Сергей Эйзенштейн. Автобиография продюсер
1997 Брат
режиссёр, сценарист
1998 Про уродов и людей
режиссёр, сценарист
2000 Брат 2
режиссёр, сценарист, актёр (камео)
2002 Война
режиссёр, сценарист
2002 Река (незаконченный)
режиссёр, сценарист, рассказчик
2005 Жмурки
режиссёр, сценарист
2006 Мне не больно режиссёр
2007 Груз 200
режиссёр, сценарист
2008 Морфий режиссёр
2010 Кочегар
режиссёр, сценарист
2012 Я тоже хочу
режиссёр, сценарист, актёр (режиссёр)