Биография
Воспитанием маленькой Аллы занималась мать Александра Дмитриевна. Женщина была младшим научным сотрудником на кафедре экономики МГУ, работала в направлении кибернетики и экономики. Отец девочки погиб на фронте, освобождая Варшаву от фашистских захватчиков. На тот момент будущей актрисе едва исполнилось восемь лет. Во время войны Демидова жила у бабушки во Владимире.
Детская мечта
После окончания боевых действий, Алла переехала к матери, которая вновь вышла замуж. Девочка с раннего возраста поставила перед собой цель стать известной артисткой. Учась в школе, Демидова принимала участие во всех театральных постановках, но, к сожалению, женских ролей ей не предлагали. Поддерживала целеустремленную школьницу руководитель кружка Т. Щекин-Кротова.
Демидова настолько хотела посвятить свою жизнь театру, познакомиться с талантливым и красивым Олегом Ефремовым, что сразу после окончания школы отправилась подавать документы в Щукинское училище. К огромному сожалению, девушку не приняли, ссылаясь на плохую дикцию. Алла сильно расстроилась, решила поставить точку в стремлении стать именитой артисткой.
Так, она стала посещать театральные курсы при университете. Получив диплом, Демидова вела семинарские занятия по политической экономике для студентов-филологов.
В 1959 году Алла решила вновь испытать судьбу, отправилась в театральное училище имени Щукина. На этот раз удача была на стороне упрямой, харизматичной студентки. Ее зачислили в мастерскую Анны Орочко на специальность актриса трагического амплуа. Дипломной работой Демидовой была постановка Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана», где она перевоплотилась в госпожу Янг.
Работа в «нелюбимом» театре
В 1964 году Аллу приняли в труппу театра на Таганке, но это не радовало выпускницу Щукинского училища. Будущая актриса видела себя на сцене театра Е. Вахтангова. Внутреннее противоречие не позволяло девушке полностью отдаваться профессии. Это отпечаталось на взаимоотношениях с худруком театра Юрием Любимовым. Режиссер доверял девушке только роли в массовке.
Затем Демидову пригласили в театр Маяковского, в качестве приглашенной актрисы. Ей выпала возможность сыграть одну из главных ролей, но после месяца изнуряющих репетиций, проект закрыли. Алла вернулась в театр на Таганке, который готовили к официальному открытию. С 1964 года актрису включили в основной состав труппы, но это не изменило ситуацию, ей по-прежнему не доверяли больших ролей.
Первой ролью Демидовой стал образ Веры в постановке «Герой нашего времени». Дебют оказался провальным, все шероховатости и неточности образа были на виду.
После нескольких лет совместной работы, Любимов и Демидова смогли найти общий язык. Режиссер доверил актрисе главные роли в таких постановках, как: «Деревянные кони», «Вишневый сад», «Прекрасное воскресение для пикника», «Пир во время чумы», «Электро». Несмотря на успех, появившееся удовлетворение от работы, Алле чего-то не хватало. В итоге, она приняла решение покинуть стены театра на Таганке.
В 1990 году Демидова открыла собственный театр, который получил название «Театр А». Здесь она поставила известный спектакль «Федра», а также несколько новых постановок: «Квартет», «Медея», «Гамлет урок», «Каменный гость».
Дебют в кино
В 1957 году Алла снялась в военной драме «Ленинградская симфония», где перевоплотилась в образ студентки. Затем актриса появилась в эпизодах следующих фильмов: «Первое свидание», «Девять дней одного года», но в титрах ее фамилия не значится. В 1964 году Демидова получила главную роль в короткометражной ленте «Что такое теория относительности».
Первая популярность к артистке пришла в 1966 году, после выхода автобиографической ленты «Дневные звезды». Фильм поставлен по мотивам одноименного произведения Ольги Берггольц, в котором показана история жизни советской поэтессы. В следующем году Алла сыграла бортпроводницу Ольгу Ивановну в короткометражке «Стюардесса».
В 1968 году творческая копилка Демидовой пополнилась такими работами, как:
- «Времена года»;
- «Живой труп»;
- «Служили два товарища»;
- «Степень риска»;
- «Шестое июля»;
- «Щит и мечь».
В 1970 году Алла сыграла одну из главных ролей в драме Юлия Карасика «Чайка». Экранизация одноименной повести А. П. Чехова получила высокую награду на кинофестивале в Чикаго «Серебряный Хьюго» в номинации «Лучший актерский ансамбль».
В 1971 году Алла блестяще перевоплотилась в известную украинскую поэтессу Лесю Украинку в картине «Иду к тебе». В том же году актриса получила главную роль в мелодраме Ларисы Шепитько «Ты и я». Партнерами Демидовой по съемочной площадке стали такие артисты, как: Леонид Дьячков, Юрий Визбор, Наталья Бондарчук, Леонид Марков, Олег Ефремов, Мстислав Запашный.
В 1985 году Алла сыграла главную героиню Елену Протасову в драме Леонида Пчелкина «Дети солнца». События фильма разворачиваются в начале ХХ века, в период научного расцвета, но вскоре людей ожидает грандиозная военная катастрофа – Первая мировая война.
Затем Демидова снялась в череде разноплановых картин, среди которых: «Аленький цветочек», «Отец Сергий», «Стакан воды», «Звездопад», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Пиковая дама».
Партнерами Демидовой на съемочной площадке стали: Иннокентий Смоктуновский, Евгения Симонова, Александр Лазарев-старший, Богдан Ступка, Наталья Гундарева.
С приходом 90-х годов актриса стала меньше сниматься в кино, больше внимания уделяя собственному проекту – «Театру А». В 1998 году актриса сыграла одну из главных ролей в драме «Незримый путешественник». Следующей киноработой Демидовой стала криминальная лента украинского производства «Настройщик». В картине Киры Муратовой снялись такие именитые артисты: Рената Литвинова, Нина Русланова, Георгий Делиев, Наталья Бузько.
В 2006 году Демидова воплотила образ самолюбивой, деспотичной помещицы Меропии Давыдовны, снявшись в комедии «Русские деньги». Фильм снят по мотивам произведения «Овцы и волки».
В 2017 году Алла сыграла в драме Рустама Хамдамова «Мешок без дна». Премьера картины состоялась в январе 2018 года, а несколькими месяцами ранее, работу представили на международном кинофестивале «ММКФ».
Личная жизнь требовательной женщины
Супругом талантливой актрисы был известный сценарист Владимир Валуцкий, работавший над такими проектами, как: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Мэри Поппинс до свиданья!», «Зимняя вишня», «Адмирал». По словам неразговорчивой Аллы, ее брак не идеален, но она любила мужа, прощала ему многочисленные измены.
В 2015 году Владимир ушел из жизни. За пятьдесят лет брака в творческой семье так и не появилось детей. Алла Демидова продолжает сниматься в кино, выходить на сцену родного театра, впечатляя зрителей красотой и талантом.
Поклонники актрисы считают, что она прибегала к помощи пластических хирургов и эстетической медицины, чтобы сохранить привлекательную внешность.
Фильмы Аллы Демидовой
Год | Название | Роль |
1957 | Ленинградская симфония |
студентка на лекции
|
1961 | Девять дней одного года |
студентка (в титрах не указана)
|
1964 | Что такое теория относительности? | учёный-физик |
1965 | Комэск |
Лидия Васильевна Линяева
|
1966 | Дневные звёзды |
Ольга Берггольц
|
1967 | Стюардесса |
Ольга Ивановна
|
1968 | Живой труп | Лиза Протасова |
1968 | Служили два товарища | комиссар |
1968 | Степень риска | Женя |
1968 | Шестое июля |
Мария Спиридонова
|
1968 | Щит и меч | Ангелика Бюхер |
1968 | Четвёртый папа |
воспитательница
|
1969 | Чайковский | Юлия фон Мекк |
1970 | Чайка |
Ирина Николаевна Аркадина
|
1971 | Возмездие |
Имя персонажа не указано
|
1971 | Вся королевская рать | Анна |
1971 | Иду к тебе | Леся Украинка |
1971 | Ты и я | Катя |
1972 | Визит вежливости |
Нина Сергеевна
|
1972 | Стихи о Прекрасной даме |
Имя персонажа не указано
|
1974 | Выбор цели | Джейн |
1974 | Зеркало |
Елизавета Павловна
|
1975 | Бегство мистера Мак-Кинли | потаскушка |
1976 | Всегда со мною |
Елена Игнатьевна Смысловская
|
1976 | Легенда о Тиле | Катлина |
1976 | Повесть о неизвестном актёре |
Ольга Сергеевна Светильникова
|
1977 | Аленький цветочек | Колдунья |
1977 | Любовь Яровая |
Павла Петровна Панова
|
1978 | Отец Сергий | Пашенька |
1979 | Стакан воды |
Герцогиня Мальборо
|
1981 | Звездопад | мать Лиды |
1981 | Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей | Лора Лайонс |
1982 | Пиковая дама | рассказчик |
1984 | Александр Блок. Родина |
читает стихи Александра Блока
|
1984 | Время отдыха с субботы до понедельника | Анна |
1985 | Дети солнца |
Елена Николаевна Протасова
|
1985 | Испытатель | Елена |
1987 | Крейцерова соната | пассажирка |
1988 | Осень, Чертаново | кинорежиссёр |
1992 | Бесы |
Марья Тимофеевна Лебядкина
|
1997 | Маленькая принцесса | мисс Минчин |
1998 | Незримый путешественник |
императрица Елизавета Алексеевна
|
2002 | Письма к Эльзе | Эльза |
2004 | Настройщик | Анна Сергеевна |
2004 | Смерть Таирова |
Алиса Георгиевна Коонен
|
2006 | Русские деньги |
Меропия Давыдовна Мурзавецкая
|
2012 | Вечное возвращение | Она |
2017 | Мешок без дна | Баба-яга |