Ингмар Бергман

День рождения: 14.07.1918-30.07.2007

Город: Уппсала, Швеция

Семья: был женат пять раз, девять детей

Официальные страницы

Википедия: ru.wikipedia.org/wiki/…
Кинопоиск: kinopoisk.ru/name/16550

Биография

Создатель лент, которые стали настоящими жемчужинами мирового кинематографа, легенда авторского кино, сценарист и писатель Ингмар Бергман родился в старинном городе Упсала, Швеция. Его отец был священнослужителем, а точнее пастором распространенной в стране лютеранской церкви, а мама трудилась медицинской сестрой.

Ранние годы

У Ингмара есть старший брат Даг, который стал дипломатом, и младшая сестренка Маргарита, известная писательница. Жила чета Бергман не слишком обеспеченно, к тому же глава семейства Эрик Бергман нередко прибегал к телесным наказаниям, то есть бил детей в воспитательных целях.

Впервые заинтересованность кино Ингмар проявил еще будучи мальчишкой. Его старшему брату Дагу подарили популярный в те годы проектор, который в народе называли «волшебный фонарь». Идея воспроизведения картинок с помощью света настолько поразила будущего режиссера, что он даже предложил обменять подарок на свою коллекцию оловянных солдатиков.

Для справки — для маленького Ингмара эта коллекция была центром Вселенной и самым большим сокровищем. Но ценность любимых игрушек померкла по сравнению с «волшебным фонарем» и главное — Даг согласился на обмен! С этого момента начался путь режиссера Ингмара Бергмана. Будущий мэтр часами мог экспериментировать с проектором. Итогом его изысканий, не без помощи любимого дяди Карла, стали первые короткометражные мультфильмы.

Помимо этого большое влияние на Бергмана как будущего мэтра театра и кино оказали посещения вечеров у его тетушки Лоттен. Дело в том, что у этой родственницы Ингмара дома был театр теней, который словно магнит притягивал внимание Бергмана. В двенадцать лет он впервые получил возможность сам побыть «за кулисами» и самостоятельно управлять куклами и навсегда влюбился в это священное действо.

Ингмар неустанно экспериментировал на этом поприще, сам строил новые варианты театров с уникальными системами освещения и лично создавал декорации. Интересно, что при этом будущий режиссер больше тяготел к стезе сценариста. Ингмару нравилось сочинять собственные истории, продумывать сюжетные линии, представлять образы персонажей.

После школы, а именно в 1937 году, Бергман сдал экзамены и поступил в Стокгольмский университетский колледж, который ныне носит статус университета. Здесь он устремил свой взор на такие дисциплины как история культуры, литература и искусство. Любопытно, что именно в это время Ингмар впервые серьезно задумался кем ему лучше быть — писателем или все же сценаристом.

Интересным моментом является и то, что на деле своей учебе будущий режиссер уделял не так много времени, основное внимание юноши было приковано к молодежному театру. Информация об игнорировании большей части занятий быстро дошла до родителей и властный Эрик Бергман начал устраивать сыну нешуточные скандалы на эту тему. В какой-то момент юноша не выдержал и решил больше дома не появляться.

Так Бегрман отправился в самостоятельное плавание. Свобода от родительского контроля позволила Ингрмару принять окончательное решение бросить учебу и устроиться в театр на должность реквизитора. Первое же турне с участием Бергмана оказалось провальным, юноше пришлось менять работу. Правда из мира искусства он не ушел и стал помощником режиссера в театре.

В это время трудностей с деньгами и иных пертурбаций Ингмар написал несколько пьес, одна из которых в итоге принесла ему успех. Это была «Смерть Каспера». Шведские зрители выходили из зала в восторге и об Ингмаре Бергмане впервые серьезно заговорили в театральных кругах. К тому же, молодого человека неожиданно пригласили на работу в кинокомпанию «Svensk Filmindustri». Здесь ему не только доверили редактуру материалов опытных сценаристов, но и разрешили писать свои истории. Именно так и началась карьера Бергмана в киноиндустрии.

Кинокарьера

Юноша быстро завоевал авторитет и уже в 1944 году по его сценарию был снят первый фильм «Травля». Режиссером Бергман в титрах не значится, но все же в постановке некоторых сцен этой ленты он принимал участие именно в этом качестве. А уже в 1946 году Ингмаг в полной мере смог почувствовать себя главным на площадке. Драма «Кризис» стала его режиссерским дебютом. Кстати, для нее Бергман сам написал сценарий. Впрочем, на всех своих шестидесяти пяти лентах Игрмар был в том числе и сценаристом.

фильм «Травля»

Как уже указано выше за свою карьеру шведский режиссер снял достаточно много картин и поэтому мы постараемся рассказать о тех, что имели особенное значение для мэтра. Критики отмечают, что первые самостоятельные шаги Бергмана в кино пропитаны духом настоящего шведского авангарда. В том же «Кризисе», а также ленте «Корабль в Индию» (1947) он обратил внимание на людей со сложной судьбой и трудной жизнью, осветил моменты социальной несправедливости.

Чуть позже в некоторых своих драмах, например, «К радости» 1949 года и «Лето с Моникой» 1952-го шведский режиссер затронул эмоциональность по-настоящему влюбленных, а в таких картинах как «Жажда» (1949) и «Женщины ждут» (1952) обратил внимание уже на следующий этап отношений — брак. Но в любом случае все картины этого периода можно назвать глубоко философскими зарисовками с элементами психологического анализа. Для начинающего кинодеятеля такая характеристика стоит многого.

«Музыка в темноте»

Но особенное внимание критиков и зрителей к себе привлек фильм «Музыка в темноте», снятый в 1947 году. История слепого пианиста настолько тронула всех, что неравнодушных к ней просто не осталось. Лента была удостоена номинации на «Золотого льва» Каннского фестиваля, а также собрала крупную сумму в прокате.

Следующим триумфом Ингмара Бергмана можно смело назвать мелодраматическую комедию «Улыбка летней ночи» 1956 года. История метаний стареющего адвоката Фредрика Эгермана зацепила многих и в Каннах лента удостоилась приза «Лучшая лирическая комедия», а также престижных номинаций: на «Золотую пальмовую ветвь» там же и трех на премии BAFTA. Любопытно, что при этом у шведов фильм интереса не вызвал.

В следующем 1957 году режиссер выпустил драму «Седьмая печать». Эта картина с элементами фэнтези, посвященная временам крестоносцев, вновь была выдвинута на «Золотую пальмовую ветвь», но получила в Каннах только Особый приз жюри. Правда и это уже немало!

Интересно, что в этот же период мэтр работает над лентой «Земляничная поляна». Картина выходит в 1957 году и позже оказывается включена в программу сразу нескольких престижных кинофестивалей! Оскар и премия BAFTA остаются в номинациях, но и без призов не обошлось: один «Золотой глобус», Премия итальянских критиков — параллельные секции и сразу две награды в Берлине, а именно «Золотой Медведь» и Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).

Земляничная поляна»

В Канны шведский режиссер вернулся уже в 1958 году с лентой «У истоков жизни», за нее Бергман удостоился звания лучшего режиссера. В следующем сезоне триумф ждал Ингмара в Венеции — лента «Лицо» получила специальный приз жюри. А затем режиссеру впервые покорился Оскар. Статуэтка была вручена шведскому мэтру за картину «Девичий источник». Кстати, она же имеет такие награды как «Золотой глобус» и «Особое упоминание» Каннского кинофестиваля. В

1961 году Ингмар Бергман впервые решил взяться за трилогию и за три года выпустил фильмы «Сквозь темное стекло», «Причастие» и «Молчание». Особенный успех у критиков имела первая часть, она получила Оскара.

В семидесятых годах прошлого века шведский режиссер не снизил производительность и продолжил практически каждый год радовать своего зрителя. Особенное внимание стоит уделить нескольким проектам мэтра. Драма «Шепоты и крики» имеет в своей копилке два десятка наград, среди которых очередной Оскар и Гран-при в Каннах.

Не меньшим успехом пользовалась музыкальная лента «Волшебная флейта», номинированная на «Сезар». Интересно, что другие проекты режиссера были сняты уже за пределами родины. Ее он покинул в 1976 году. Причиной стало притеснение местными бюррократами.

В эмиграции Ингмар снял в общей почти двадцать фильмов, но все же самые яркие из них  «Осенняя соната», «Фанни и Александр», «Из жизни марионеток» и «Лицо Карин». Они вновь вошли в конкурсную программу различных фестивалей и получили целый сонм наград.

Кстати, не стоит забывать, что театральное искусство с уходом в кино Бергман не забросил! В 1944 году ему предложили возглавить пришедший в упадок городской театр Хельсингборга, который мэтр буквально за сезон вывел из кризиса.

В период с 1949 по 1949 годы Бегрман работал в театре Гетеборга, а с 1952 по 1958 в театре города Мальме. К тому же, с начала 1960 года режиссер ставил спектакли на сцене Стокгольмского Королевского театра «Драматен», в 1963-1966 годах занимал пост его директора.

Личная жизнь

Если посмотреть на личную жизнь шведского режиссера, то быстро станет понятным, что она была не менее насыщенной нежели карьера. Ингмар был невероятно влюбчив и всего за его плечами… пять зарегистрированных браков и несчетное количество романов. Впервые он связал себя узами официальных отношений в 1943 году. Избранницей будущего мэтра стала Эльса Фишер, приятельница из труппы бродячих актёров.

Ингмар Бергман с первой женой

Уже к концу года Бергман впервые стал отцом — супруга родила ему дочь Лену. Правда, уже весной 1945 года Ингмар ушел от Эльсы ради ее подруги Эллен Лундстрём. Пара быстро зарегистрировала отношения и в этом браке у режиссера появилось аж четверо детей — Ева, Ян, близнецы Анна и Матс. Но стоило в отношениях появиться хоть капле проблем Ингмар ушел. Его очередной избранницей стала журналистка Гун Грут. Они зарегистрировали брак в 1951 году сразу после рождения Ингмара Бергмана-младшего, но через восемь лет расстались. Причиной стала измена режиссера.

Уже в 1959 году Ингмар Бергман беззаветно влюбляется в очаровательную пианистку Кэйби Ларетеи. Семь лет пролетели как один день и казалось, что мужчина был счастлив, но в это время он… закрутил роман с актрисой Лив Ульман, которая в 1966 году родила ему дочь Лин. При этом, уже через год официальная супруга Бергмана тоже рожает ему, правда на этот раз  сына, которого нарекли Даниэлем. Но появление мальчика не останавливает разрушение брака и вскоре пара разводится.

Ингрид ван Розен
Ингрид ван Розен4

Пятой и последней официальной женой Ингмара Бергмана стала Ингрид ван Розен. Они расписались в 1971 и прожили до смерти женщины в 1995 году. Примечательно, что во время брака Ингмар признался, что отношения с Ингрид у него были и раньше и самое главное — ее дочь Мария фон Розен, которая появилась на свет за 12 лет до их официального брака, является его ребенком! Таким образом официально у мэтра девять детей.

Ингмар Бергман ушел из жизни во сне летом 2007 года. За две недели до этого ему исполнилось восемьдесят девять лет. 89-го дня рождения. Похоронили на острове Форе, где он провел свои последние годы, а через год к нему перевезли и прах его обожаемой Ингрид.

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название
1946 Кризис Kris
1946 Дождь над нашей любовью Det regnar på vår kärlek
1947 Корабль в Индию Skepp till India land
1948 Музыка в темноте Musik i mörker
1948 Портовый город Hamnstad
1949 Тюрьма Fängelse
1949 Жажда Törst
1950 К радости Till glädje
1950 Это не может случиться здесь Sånt händer inte här
1951 Летняя интерлюдия Sommarlek
1952 Женщины ждут Kvinnors väntan
1953 Лето с Моникой Sommaren Med Monika
1953 Вечер шутов Gycklarnas afton
1954 Урок любви En lektion i kärlek
1955 Женские грёзы Kvinnodröm
1955 Улыбки летней ночи Sommarnattens leende
1957 Седьмая печать Det Sjunde Inseglet
1957 Земляничная поляна Smultronstället
1958 На пороге жизни Nära livet
1958 Лицо Ansiktet
1960 Око дьявола Djävulens öga
1960 Девичий источник Jungfrukällan
1961 Сквозь тусклое стекло Såsom i en spegel
1962 Причастие Nattvardsgästerna
1963 Молчание Tystnaden
1964 Обо всех этих женщинах För att inte tala om alla dessa kvinnor
1966 Персона Persona
1967 Стимуляция (англ.)русск. Stimulantia
1968 Час волка Vargtimmen
1968 Стыд Skammen
1969 Страсть En passion
1969 Ритуал Riten
1971 Прикосновение Beröringen
1972 Шёпоты и крики Viskningar Och Rop
1973 Сцены из супружеской жизни Scener ur ett äktenskap
1975 Волшебная флейта Trollflöjten
1976 Лицом к лицу Ansikte Mot Ansikte
1977 Змеиное яйцо Das Schlangenei
1978 Осенняя соната Höstsonaten
1980 Из жизни марионеток Aus Dem Leben Der Marionetten
1982 Фанни и Александр Fanny Och Alexander
1983 Лицо Карин Karins ansikte
1984 После репетиции Efter repetitionen
1986 Благословенные De Två Saliga
1997 В присутствии клоуна Larmar och gör sig till
2003 Сарабанда Saraband